Управление учреждениями образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.02.УП.01.
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
с. Уинское
- 2023
ПРИНЯТА:
на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Уинская ДШИ»
от «__»____________2023г.
протокол №____________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО
«Уинская ДШИ»
__________ В.И. Максимова
от «__»____________2023г.
Организация-разработчик:
Институт развития образования в сфере культуры и искусства, г.Москва
Разработчики:
А.Ю.Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и
народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего образования
Российской Федерации
И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе
Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,
преподаватель
С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного
университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных
искусств и народных ремесел, кандидат педагогических наук
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института
развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических
наук
Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени
Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
Рецензенты:
Н.П.Бардеева, заместитель директора по научно-методической работе
Свердловского художественного училища имени И.Д.Шадра
О.Ф.Чернышова, заведующая Детской художественной школой «Росток» при
Палехском художественном училище имени М.Горького, преподаватель
2
Содержание
№
Наименование раздела
№
I.
Пояснительная записка
4
II.
Учебно-тематический план
9
III.
2.1. Учебно-тематический план
(срок освоения программы 3 года)
2.2. Учебно-тематический план
(срок освоения программы 1 год)
Содержание учебного предмета
IV.
3.1. Содержание учебного предмета
(срок освоения программы 3 года)
3.2. Содержание учебного предмета
(срок освоения программы 1 год)
Требования к уровню подготовки обучающихся
V.
Формы и методы контроля, система оценок
28
VI.
Методическое обеспечение учебного процесса
30
VII.
Список литературы
31
9
23
13
13
24
28
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области изобразительного искусства «Живопись».
Логика
искусстве»
построения
программы
подразумевает
развитие
учебного
предмета
ребенка
через
«Беседы
об
первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через
понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью,
понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о
гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда,
когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется
эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях
искусства,
различать
средства
выразительности,
а
также
соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На
решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки
обучающихся
данного
возраста.
В
работе
с
младшими
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Беседы об искусстве» - 3 года в
рамках
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы «Живопись» с 8(9)-летним сроком освоения.
При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения
5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
4
Объем учебного времени и виды учебной работы
3-ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Классы
Полугодия
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
1
1
2
2
3
Всего
часов
3
4
5
6
Аудиторные
16
16
16
17
16
17
98
занятия (в часах)
Самостоятельная
8
8
8
8,5
8
8,5
49
работа (в часах)
Максимальная
24
24
24
25,5
24
25,5
147
учебная нагрузка
(в часах)
З.
З.
З.
Вид промежуточной
аттестации
З. – зачет;
При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения
5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД
Годы обучения
Вид учебной
работы
Класс
1
Полугодия
1 полугодие
2 полугодие
Аудиторные
24
25,5
занятия
Самостоятельная
8
8,5
работа
Максимальная
32
34
учебная нагрузка
З.
Вид
промежуточной
аттестации
З. – зачет
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Всего
часов
49,5
16,5
66
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. Продолжительность
урока – 40 минут.
5
Цели и задачи учебного предмета:
Цель:
художественно-эстетическое
развитие
личности
на
основе
формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства.
Задачи:
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства,
различать средства выразительности, а также соотносить содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Программа «Беседы об искусстве» имеет два учебно-тематических
плана, рассчитанных на 3 года и 1 год освоения соответственно.
6
Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие
разделы:
1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное
искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;
2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством,
праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи,
библиотеки;
3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство,
искусство
творческой
как
вид
культурной
деятельности
деятельности,
поколений.
многогранный
Сохранение
и
результат
приумножение
культурного наследия.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие
разделы:
1. Общая характеристика видов искусства.
2. Пространственные (пластические) виды искусства.
3. Динамические (временные) виды искусства.
4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.
5. Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат
творческой
деятельности
поколений.
Сохранение
и
приумножение
культурного наследия.
Учебный
материал,
предложенный
в
программе,
предполагает
творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной
компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет
закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые
навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
7
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
в
том
числе,
демонстрация
методических пособий, иллюстраций;
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение экскурсий и др.).
8
II.
2.1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(срок освоения программы 3 года)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объем времени в часах
№
1
1.1
Наименование раздела, темы
Вид
учебн.
занятия
Максимальная
учебная
нагрузка
48
Виды искусства
1,5
Самостоятельная работа
Аудиторные
занятия
16
32
0,5
1
Вводная беседа о видах
искусства
Знакомство с
пространственными
(пластическими) видами
искусства
беседа
беседа
1,5
0,5
1
1.3
Знакомство с динамическими
(временными) видами
искусства
беседа
1,5
0,5
1
1.4
Знакомство с синтетическими
(зрелищными) видами
искусства
беседа
1,5
0,5
1
2
2.1
Изобразительное искусство
«Как работает художник, чем
пользуется»
урок-игра
1,5
0,5
1
2.2
Жанры изобразительного
искусства
экскурсия
1,5
0,5
1
2.3
2.4
«Композиция»
Знакомство с
композиционными схемами на
примере фотоискусства
беседа
практическ
ая работа
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
2.5
2.6
2.7
беседа
экскурсия
практическ
ое занятие
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
2.8
2.9
2.1
Рисунок
Графика
Выразительные средства
графики
«Силуэт»
Живопись
«Цвет»
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
2.1
«Колорит»
урок-игра
экскурсия
урокэкспериме
нт
экскурсия
1,5
0,5
1
2.1
Способы работы с цветом:
«Акварель»
Способы работы с цветом:
«Гуашь»
практическ
ое занятие
1,5
0,5
1
практическ
ое занятие
1,5
0,5
1
1.2
0
1
2
2.1
3
9
2.1
4
2.1
5
3
3.1
3.2
3.3
Способы работы с цветом:
«Пастель»
Способы работы с цветом:
«Масляные краски»
Литература как вид искусства
Литературные жанры
Литература и синтетические
виды искусства
1,5
0,5
1
экскурсия
1,5
0,5
1
Литература
1,5
0,5
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
Хореография
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
беседа
беседа
интегрир.
занятие
Музыка
4
4.1
Музыка как вид искусства
4.2
Музыкальные инструменты
4.3
Музыкальные направления и
стили.
5
5.1
практическ
ое занятие
урокпрослушив
ание
урокпрослушив
ание
урокпрослушив
ание
Танец и виды танцевального
искусства
интегрир.
занятие
Профессии в области
хореографии
интегрир.
занятие
Искусство театра
Выразительные средства
театрального искусства
интегрир.
занятие
интегрир.
занятие
7
7.1
Искусство кинематографа
Кино и телевидение
интегрир.
1,5
7.2
Детское кино
7.3
Детские телепередачи
5.2
6
6.1
6.2
Театр
занятие
интегрир.
занятие
урокдискуссия
10
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объем времени в часах
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
Наименование раздела, темы
Беседа о композиции
Язык графики
Язык живописи
Натюрморт как жанр
изобразительного
Пейзаж как жанр
изобразительного искусства
Портрет как жанр
изобразительного искусства
Скульптура как вид
изобразительного искусства
Архитектура как вид
изобразительного искусства
Декоративно-прикладное
искусство как вид
изобразительного искусства
2
2.1 Народные ремесла
2.2 Народные ремесла родного
края
2.3 Народный костюм
2.4 Народный фольклор. Жанры
фольклора
3
3.1 Праздники народного
календаря
3.2 Светские праздники
Вид
учебн.
занятия
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятельная работа
49,5
Изобразительное искусство
беседа
1,5
беседа
1,5
беседа
1,5
беседа
1,5
Выставочное пространство
Экскурсия
Посещение музея
Коллекционирование
6
6.1
Библиотека
16,5
33
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
беседа
1,5
0,5
1
беседа
1,5
0,5
1
беседа
1,5
0,5
1
беседа
1,5
0,5
1
беседа
1,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
беседа
Праздники
1,5
0,5
1
беседа
1,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
0,5
1
Народное искусство
беседа
1,5
экскурсия
1,5
экскурсия
интегрир.
занятие
4
Искусство и современный человек
беседа
4.1 Значение искусства в жизни
1,5
современного человека
экскурсия
4.2 История развития искусства
1,5
костюма
урок-игра
4.3 Искусство и реклама
1,5
беседа
4.4 Искусство дизайна
1,5
беседа
4.5 Ландшафтный дизайн
1,5
5
Музеи
беседа
5.1 Музеи
1,5
виртуальн
5.2 Частные музеи
1,5
5.3
5.4
5.5
5.6
Аудиторные
занятия
экскурсия
беседа
беседа
экскурсия
практич.
занятие
беседа
1,5
1,5
1,5
1,5
Библиотеки
1,5
11
6.3
Правила пользования
библиотекой
Как работать с книгой
6.4
Как работать с журналом
6.5
Энциклопедия как вид книги
6.6
Сеть интернет как
информационный ресурс
Литературная гостиная
6.2
6.7
экскурсия
1,5
0,5
1
практич.
занятие
практич.
занятие
беседа
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
беседа
1,5
0,5
1
урокдискуссия
1,5
0,5
1
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объем времени в часах
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебн.
занятия
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятельная работа
Аудиторные
занятия
16,5
33
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
49,5
1.8
2
2.1
2.2
Изобразительное искусство
беседа
Виды изображений в картине.
1,5
беседа
Язык графики
1,5
беседа
Язык живописи
1,5
экскурсия
Диорама, панорама как виды
1,5
монументальной живописи
урок-игра
Жанры изобразительного
1,5
искусства
беседа
Интерпретация в искусстве
1,5
практич.
Выполнение копии
1,5
занятие
художественного произведения
в музее изобразительного
искусства.
беседа
Пленэр
1,5
Декоративно-прикладное искусство
беседа
Текстиль
1,5
практич.
Эскизирование
1,5
2.3
2.4
Металл
Эскизирование
2.5
2.6
Керамика
Эскизирование
2.7
2.8
Дерево
Эскизирование
2.9
2.10
Камень. Кость
Эскизирование
2.11
Стекло
2.12
Эскизирование
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
3
занятие
беседа
практич.
занятие
беседа
практич.
занятие
беседа
практич.
занятие
беседа
практич.
занятие
беседа
практич.
занятие
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат
творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного
наследия
12
3.1
Язык
3.2
3.3
Современная детская
литература
Творческий эксперимент
3.4
Музыка
3.5
Песня
3.6
3.7
Танец
Реставрация и хранение
объектов культуры и искусства
3.8
Значение культурного
наследия в истории
человечества
Церковь – как объект искусства
Хранение «культурных единиц»
Творческий проект «Семейные
реликвии»
«Мой родной город вчера и
сегодня»
«Мой родной город вчера и
сегодня»
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
урокисследова
ние
беседа
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
урокэкспериме
нт
урокпрослушив
ание
урокпрослушив
ание
беседа
урокисследова
ние
урокисследова
ние
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
1,5
0,5
1
беседа
беседа
практич.
занятие
экскурсия
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1,5
0,5
1
практич.
занятие
1,5
0,5
1
III. 3.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе
обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для
последующего изучения предметов в области истории изобразительного
искусства.
Программа
«Беседы
об
искусстве»
предусматривает
несколько
основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве,
посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и
выполнение
практических
работ
(интерпретация,
изобразительная
деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами
искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия
искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение
различать средства выразительности, а также соотносить содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
13
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(срок освоения 3 года)
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей.
Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография,
кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск
репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных
отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства.
Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его
виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства.
Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная
работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства.
Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение.
Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных
фрагментов
кинофильмов,
хореографических
композиций
и
др.
(выбирается
преподавателем).
2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: «Чем и как работает художник».
Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные
материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа:
рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные
художественные материалы.
2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства.
Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт,
анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами
художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.3 Тема: «Композиция».
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр –
замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная
работа:
выполнение
несложной
композиции
с
выделением
композиционного центра.
2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства.
Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы.
Точка зрения.
Освещение.
Композиционный
центр.
Самостоятельная
работа:
самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок.
Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции.
Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы.
Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика.
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды
графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение
несложных графических упражнений.
14
2.7 Тема: Выразительные средства графики.
Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие
«контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций
художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.8 Тема: «Силуэт».
Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование
силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество).
Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных
силуэтов из черной бумаги.
2.9 Тема: Живопись.
Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи.
Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение
несложных упражнений в технике акварель.
2.10 Тема: «Цвет».
Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг.
Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений.
Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
2.11 Тема: «Колорит».
Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты,
цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель».
Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М.
Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь».
Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций
художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных
композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель».
Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные
особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ.
Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему,
заданную преподавателем.
2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски».
Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с
работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея
изобразительных искусств.
3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
3.1 Тема: Литература как вид искусства.
Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного
произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение
отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков
литературных произведений, заданных преподавателем.
3.2 Тема: Литературные жанры.
Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и
прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа:
сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.
3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства.
Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации.
Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому
литературному произведению.
15
4. Раздел «МУЗЫКА»
4.1 Тема: Музыка как вид искусства.
Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.).
Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание
отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4.2 Тема: Музыкальные инструменты.
Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных
инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения.
Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура»,
детских музыкальных телепередач.
4.3 Тема: Музыкальные направления и стили.
Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа:
посещение филармонии или концерта.
5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»
5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства.
Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные,
степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа
в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
5.2 Тема: Профессии в области хореографии.
Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных
произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль,
вальс, танго).
6. Раздел «ТЕАТР»
6.1 Тема: Искусство театра.
История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных
постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика.
Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
6.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства.
Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика,
сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Театр юного
зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао,
пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок
театрального занавеса или костюма персонажа.
7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
7.1 Тема: Искусство кинематографа.
История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства.
Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная
работа: просмотр детского кинофильма.
7.2 Тема: Детское кино.
Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная
работа: театральный этюд.
7.3 Тема: Детские телепередачи.
Виды детских телепередач. Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр
детских телепередач с последующим обсуждением.
16
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Беседа о композиции.
«Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции.
Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение
выставочного пространства.
1.2 Тема: Язык графики.
Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра).
Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных
искусств, графических выставок.
1.3 Тема: Язык живописи.
Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине.
Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты:
социальные учреждения, театры, храмы и др.).
1.4 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт.
Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.).
Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок
(фотографий) натюрморта.
1.5 Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и
др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность,
колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций,
посещение выставочного пространства.
1.6 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета
(парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и
время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.
1.7 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и
монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная
работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
1.8 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные
сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение
зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).
1.9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного
искусства.
Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей
декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по
технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по
функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного
искусства.
2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: Народные ремесла.
Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство
художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа:
работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.
2.2 Тема: Народные ремесла родного края.
История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная
работа: посещение краеведческого музея.
17
2.3 Тема: Народный костюм.
Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма.
Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма,
работа с иллюстративным материалом.
2.4 Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора.
Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество
(пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа:
чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.
3. Раздел «ПРАЗДНИКИ»
3.1 Тема: Праздники народного календаря.
Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания,
Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень
(Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
3.2 Тема: Светские праздники.
История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день,
День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика
(украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с
иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».
4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
4.1 Тема: Значение искусства в жизни современного человека.
Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и
общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая
пластика
и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий
современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные
пространства).
4.2 Тема: История развития искусства костюма.
Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа:
подбор фото-материала.
4.3 Тема: Искусство и реклама.
Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта.
Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты,
реклама в СМИ, и др.)
4.4 Тема: Искусство дизайна.
История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза
объекта дизайна.
4.5 Тема: Ландшафтный дизайн.
Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы.
Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской
площадки (парка).
5. Раздел «МУЗЕИ»
5.1 Тема: Музеи.
Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий,
музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба,
музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.
5.2 Тема: Частные музеи.
Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей
шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и
др.). Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или
сочинение «Каким я вижу свой музей».
5.3 Тема: Выставочное пространство.
С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная
работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве.
18
5.4 Тема: Экскурсия.
Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы
экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная
работа: экскурсия в музей.
5.5 Тема: Посещение музея.
Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная
работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.
5.6 Тема: Коллекционирование.
Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации
или сочинение.
6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ»
6.1 Тема: Библиотека.
Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды библиотек
(детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной)
библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой.
Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал,
медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр,
комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа:
повторение и закрепление материала
6.3 Тема: Как работать с книгой.
Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги
(сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.
Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
6.4 Тема: Как работать с журналом.
Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы
(«Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная
работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале.
6.4 Тема: Энциклопедия как вид книги.
Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности
энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир»,
«Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской
энциклопедии.
6.5
Тема: Сеть интернет как информационный ресурс.
Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа:
нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
6.6
Тема: Литературная гостиная.
Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о
своей любимой книге.
19
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.
Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Виды изображений в картине.
Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное,
абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс,
К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
1.2 Тема: Язык графики.
Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства.
3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с
материалом через интернет-ресурсы.
1.3 Тема: Язык живописи.
Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра.
Иконопись. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным
материалом – подбор, изучение.
1.4 Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи.
Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и
инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение
музеев.
1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства.
Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический,
батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др. Самостоятельная работа:
знакомство с репродукциями известных художников.
1.6 Тема: Интерпретация в искусстве.
Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа:
выполнение копий любимых произведений искусства.
1.7 Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее
изобразительного искусства.
Самостоятельная работа: завершение работы.
1.8 Тема: Пленэр.
Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды.
Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом
воздухе.
2.
Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: Текстиль.
Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения
текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание,
аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.
2.2 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала,
завершение работы.
2.3 Тема: Металл.
Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла
(чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
2.4. Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.5 Тема: Керамика.
Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика.
История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование
предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.
2.6
Тема: Эскизирование.
20
Выполнение эскиза керамического изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.7 Тема: Дерево.
Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из
древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и
инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.
2.8 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.9 Тема: Камень. Кость.
Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
2.10 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза изделия из камня. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.11 Тема: Стекло.
Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по
назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для
цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и
сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные
скульптуры). Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла.
2.12 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза изделия из стекла. Самостоятельная работа: завершение работы.
3.
Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
3.1 Тема: Язык.
Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных
слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры
иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.
3.2. Тема: Современная детская литература.
Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим
особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая
интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного
произведения.
3.3. Тема: Творческий эксперимент.
Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная
работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.
3.4. Тема: Музыка.
Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное
музыкальное пространство. Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов.
3.5 Тема: Песня.
Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни.
Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение
(исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни.
3.6 Тема: Танец.
Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца.
Известные танцоры, хореографы и постановки. Самостоятельная работа: просмотр
отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи.
3.7 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов
культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов
культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
3.8 Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.
Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни
произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа:
подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
21
3.9 Тема: Церковь – как объект искусства.
Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная
работа: посещение храмов города.
3.10 Тема: Хранение «культурных единиц».
Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа:
поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
3.11 Тема: Творческий проект «Семейные реликвии».
Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение,
сочинение, выполнение композиции и др.). Самостоятельная работа: оформление
материала.
3.12 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом.
Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города
(улицы, парки и др.)
3.13 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением.
Самостоятельная работа: оформление композиции.
22
2.2.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»
(срок освоения программы 1 год)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объем времени в часах
№
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.3
Наименование раздела, темы
Вид
учебн.
занятия
Максимальная
учебная
нагрузка
66
Самостоятельная работа
Аудиторные
занятия
16.5
49.5
Виды искусства
беседа
Вводная беседа о видах
2
0,5
искусства
Пространственные (пластические) виды искусства
беседа
Знакомство с
2
0,5
пространственными
(пластическими) видами
искусства
беседа
Графика и живопись как виды
2
0,5
изобразительного искусства
беседа
Скульптура как вид
2
0,5
изобразительного искусства
беседа
Архитектура как вид
2
0,5
изобразительного искусства
беседа
Декоративно-прикладное
2
0,5
искусство как вид
изобразительного искусства
экскурсия
Народные ремесла, ремесла
2
0,5
родного края
Динамические (временные) виды искусства
Знакомство с динамическими
беседа
2
0,5
(временными) видами
искусства
Литература как вид искусства
беседа
2
0,5
Музыка как вид искусства
урок2
0,5
прослуши
вание
урокМузыка как вид искусства
2
0,5
прослушив
ание
4.3
Синтетические (зрелищные) виды искусства
беседа
Знакомство с синтетическими
2
0,5
(зрелищными) видами
искусства
интегрир.
Танец и виды танцевального
2
0,5
занятие
искусства
интегрир.
Искусство театра
2
0,5
4.4
Искусство кино
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
«Как работает художник, чем
пользуется»
Виды изображений в картине
Жанры изобразительного
занятие
интегрир.
занятие
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
0,5
1,5
Язык изобразительного искусства
урок-игра
2
0,5
1,5
беседа
экскурсия
2
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
23
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.1
искусства
«Композиция»
Рисунок
Язык графики
Выразительные средства
графики
Язык живописи
«Колорит»
Способы работы с цветом
0
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
беседа
беседа
экскурсия
практич.
занятие
экскурсия
экскурсия
практич.
занятие
2
2
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой
деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
беседа
Библиотека
2
0,5
1,5
экскурсия
Правила пользования
2
0,5
1,5
библиотекой
практич.
Как работать с книгой
2
0,5
1,5
Сеть интернет как
информационный ресурс
Музеи
Реставрация и хранение
объектов культуры и искусства
Хранение «культурных единиц»
«Мой родной город вчера и
сегодня»
Значение культурного
наследия в истории
человечества
занятие
беседа
беседа
урокисследова
ние
беседа
практич.
занятие
урокисследова
ние
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(срок освоения 1 год)
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей.
Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кино, театр.
Знакомство с произведениями различных видов искусства. Самостоятельная работа: работа
с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий,
заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков
литературных произведений, просмотр фильмов).
2. Раздел «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства.
Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его
виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды
графики. Книжная графика, декоративная графика. Знакомство с понятием «живопись»,
виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями
известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и
живописных упражнений.
24
2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и
монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная
работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
2.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные
сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение
зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).
2.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей
декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по
технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по
функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного
искусства.
2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края.
Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство
художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения
ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная
работа: посещение краеведческого музея.
3. Раздел «ДИНАМИЧЕСКИЕ (ВРЕМЕННЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства.
Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная
работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
3.2 Тема: Литература как вид искусства.
Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные
ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет,
фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы.
Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных
преподавателем.
3.3 Тема: Музыка как вид искусства.
Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.).
Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка.
Музыка
в
природе.
Прослушивание
отдельных
музыкальных
инструментов.
Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных
произведений.
4. Раздел «СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
4.1 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства.
Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение.
Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных
фрагментов
кинофильмов,
хореографических
композиций
и
др.
(выбирается
преподавателем).
4.2 Тема: Танец и виды танцевального искусства.
Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные
компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы,
акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные
(хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке
(просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
4.3 Тема: Искусство театра.
История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных
постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными
атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр,
театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.).
Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
25
4.4 Тема: Искусство кино. История возникновения и развития кинематографа как
самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе.
Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и
кино. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
5. Раздел «ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
5.1 Тема: «Чем и как работает художник».
Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные
материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа:
рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных
художественных материалов.
5.2 Тема: Виды изображений в картине.
Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное,
абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.
Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства.
Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт,
анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами
художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
5.4 Тема: «Композиция».
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр –
замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная
работа:
выполнение
несложной
композиции
с
выделением
композиционного центра.
5.5 Тема: Рисунок.
Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции.
Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы.
Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
5.6. Тема: Виды графики.
Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и
инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств,
графических выставок.
5.7 Тема: Выразительные средства графики.
Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие
«контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт», происхождение
силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр
теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций
художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
5.8 Тема: Язык живописи.
Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты.
От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной
живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
5.9 Тема: «Колорит».
Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг.
Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине.
Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры
художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор
репродукций.
5.10 Тема: Способы работы с цветом.
Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности
работы. Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные
особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Знакомство
с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Показ работ учащихся и
репродукций художников, работающих в представленной технике. Самостоятельная работа:
посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник.
26
6. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ»
6.1 Тема: Библиотека.
Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская,
специализированная библиотека по искусству и др.). Проведение экскурсии по школьной
библиотеке. Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой.
Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, медиатека).
Регистрация.
Знакомство
с
библиотечными
терминами
(каталог,
формуляр,
комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа:
повторение и закрепление материала.
6.3 Тема: Как работать с книгой.
Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги
(сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.
Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
6.4 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс.
Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа:
нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
6.5 Тема: Музеи.
С чего начинается музей. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев
(исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.).
Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия».
Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий. Частные музеи. Правила поведения.
Самостоятельная работа: посещение музея.
6.6 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов
культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов
культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
6.7 Тема: Хранение «культурных единиц».
Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа:
поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
6.8 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом.
Известные люди города. Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с
последующим обсуждением. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного
города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции «Старый город».
6.8 Тема: Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.
Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни
произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа:
подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
27
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
-
Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности
в сферах искусства.
-
Знание особенностей языка различных видов искусства.
-
Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
-
Владение навыками восприятия художественного образа.
-
Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли,
свое отношение к изучаемому материалу.
-
Формирование
навыков
работы
с
доступными
информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео
ресурсы).
-
Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры
(библиотеки, выставочные залы, музеи, и т.д.).
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный
контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые
проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации
программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год).
Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться
в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта
(презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия
в рамках
аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с
учетом прописанных ниже критериев.
28
Критерии оценки
1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из
вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к
уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает
знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение
первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя,
ориентируется в пройденном материале;
«4» -учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину
вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в
виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации,
сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно
полно раскрыта тема проекта;
«3»
–
тема
проекта
не
раскрыта,
форма
подачи
не
отличается
оригинальностью.
29
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численностью 4-10 человек.
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой
атмосферы
на
занятии
способствует
появлению
и
укреплению
заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью
педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных
мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя книжные фонды
библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся
является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев,
проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию
индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить
внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников,
тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и
сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для
полноценного
усвоения
материала
учебной
программой
предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые
выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам,
рисование
с
литературы,
натуры,
работа
подготовка
в
рассказов,
библиотеке,
сочинений,
чтение
дополнительной
самостоятельный
поиск
материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных
пространств).
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
30
- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Министерство культуры РСФСР. Главное управление учебных заведений и
научных учреждений. Беседы по искусству. Изобразительное искусство.
Программа для художественных школ. М. 1988
Министерство культуры РСФСР. Главное управление учебных заведений и
научных учреждений. Живопись. М. 1989
Учебная литература
1. Визер В. Система цвета в живописи.-СПб.:Питер-2004
2. Гуткнехт А. Пейзажи. М.: АСТ: Астрель, 2009
3. Журнал .Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных
художников.
4. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. М.: Просвещение, 1988
5. Как рисовать пастелью. М.: АСТ: Астрель, 2007
6. Костерин Н.П.. Учебное рисование. М.:Просвещение, 1984
7. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников. – М.:
Астрель: АСТ, 2005
9. Хофманн Э. Акварель. Пейзаж. Питер, 2011
10. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учебн.-метод. пособие/
Российская Акад. Художеств.-3-е изд., М.: Изобразт. Искусство, 1994
11. Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные
шрифты.-М.: АСТ: Астрель, 2006
12. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2007
13. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2004
14. Этюды о картинах. М.: «Искусство», 1986
31