Курс Рисование

Управление образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
_______________ В.И. Максимова
«31» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Курс «Рисование»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Ракутина Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования

с. Уинское, 2023 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
курса «Рисование» имеет художественную направленность и является частью
комплексной программы «Детство».
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности
дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое
впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная
деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей и
раскрытия их творческих способностей.
Рисование имеет большое значение в формировании личности ребенка,
развивает память, внимание, мелкую моторику, учит думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Разнообразие форм
предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков
цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению
словарного запаса и связной речи у ребенка.
Дети дошкольного возраста имеют не большой опыт в освоении
образного языка искусства. Их необходимо многому научить: умению
наблюдать, пользоваться различными художественными материалами,
выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить
творческие способности маленького художника помогает программа по
изобразительной деятельности. На занятиях дошкольник активно развивает
творческое воображение, фантазию, цветовосприятие и образное мышление.
Актуальность заключается в потребности и стремлению детей к
творческому самовыражению средствами рисунка. Изобразительная
деятельность помогает грамотно сочетать умения рисовать, вызывать у
ребенка чувства радости, восторга, познания прекрасного мира,
окружающего человека, со всем его многообразием и неповторимостью.
Отличительная особенность данной программы в её непрерывности и
комплексности. Изобразительная деятельность предполагает формирование
начальных навыков, умений и овладение основами изобразительной грамоты.
В связи с этим возникла потребность в создании комплексной программы,
предполагающей реализацию этих двух подходов, различающихся по
учебным задачам и методам обучения.
Уровень программы – базовый.
Цель и задачи
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей
дошкольников посредством изобразительной деятельности.
2

Образовательные задачи:
- освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с
инструментами и материалами и технику безопасности при работе с
ними;
- овладение элементарными навыками и умениями в изобразительной
деятельности;
- формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по
каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства прекрасного;
- воспитание организованности, аккуратности;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро
переключать внимание.
Развивающие задачи:
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать,
анализировать;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие мелкой моторики;
развитие
наблюдательности,
творческой
активности,
художественного вкуса.
Программа курса «Рисование» предусматривает последовательное
изучение методически выстроенного материала от простого к сложному.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-7 лет. Наполняемость
группы не более 12-15 человек.
Продолжительность обучения 1 год - 72 часа, режим занятий 2 часа в
неделю по 35 минут.
Формы и методы обучения
По данной программе в основном применяются групповые формы
обучения. Также могут использоваться индивидуальные и парные.
Программа занятий ориентирована как на словесные методы обучения:
объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, так и на наглядные и
демонстрационные. К ним относятся: демонстрация работ детей и педагога,
наглядные пособия, книги, иллюстративная литература, презентации.

3

Учебный план
Месяц
Сентябрь

Октябрь

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ноябрь

18

19
20
21
22

Декабрь

Январь

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Темы занятий
Вводное занятие
Цвета радуги. Красная дуга, «Маки»
Цвета радуги. Оранжевая и желтая дуга, «Солнце»
Цвета радуги. «Колокольчики на лугу»
«Радуга-дуга»
«Зайчонок». Карандаш. Линия. Штрих
«Веселый паровозик». Знакомство с
геометрическими фигурами
«Овощи на грядке»
Теплое царство «Осенний лес», отпечатки листьев
«Подсолнух»
«Лиса в осеннем лесу»
Осенний натюрморт «Ветки рябины»
Холодное царство. «Морская черепашка»
«Яблочки», теплые и холодные цвета
«Полосатая зебра», знакомство с ахроматическими
цветами
«Сорока-белобока»
Знакомство с понятием «Орнамент». Виды
орнаментов. Задание: «Праздничная тарелка с
растительным орнаментом»
Знакомство с основными и дополнительными
цветами. Задание: «Одеяло для медвежонка с
геометрическим орнаментом»
Деревья любуются своим отражением. Монотипия
Кляксография. Получение изображения кактуса с
помощью коктейльных трубочек
«Курочка Ряба», обвести руку и дорисовать
Тест: «Рисунок-игра». Задание: «Четвероногий
друг»
«Петушок»
«Совунья», акварель + восковые мелки
«Динозаврик»
«Зимний сказочный лес», рисуем деревья
«Веселый снеговик»
«Морозные узоры», рисуем акварелью, солью и
восковыми мелками
«Зайчонок на катке»
«Белый медведь и северное сияние»
«Снегири прилетели»
«Пингвины на льдине»
«Ёлка наряжается — праздник приближается!»
«Символ года»
«Жирафы»
«Лев», акварель + объемная аппликация

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

37
Январь
38
39
40
41
Февраль

Март

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Апрель

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Май

64
65
66
67
68
69
70
71
72

Знакомимся с термином симметрия: «Бабочкакрасавица»
Рисуем части лица. «Портрет».
Знакомство с народным творчеством. Задание:
«Красавица матрёшка»
«Дымковская лошадка»
Иллюстрация к сказке «Два жадных медвежонка»,
по представлению
«Домик для заиньки»
«Лягушка и водная лилия»
«Сказочные мухоморы», смешанная техника, работа
акварелью и маркерами
«Крокодил солнце проглотил»
«Усатый-полосатый»
«Ежик с яблоком»
«Золотая рыбка в аквариуме»
«Вечерний город»
Весенний натюрморт «Букет цветов»
Пейзаж. «Весна», смешанная техника.
Нетрадиционные методы рисования. Кляксография
«Грустная картина» -рисуем дождь с помощью
восковой свечи
«Птицы нашего края», коллективная работа на
формате А3. Работа гуашью
«Рисуем деревья, ели»
«Самовар»
«Пасхальное яйцо»
«Уж верба вся пушистая»
«Кошкин дом»
«Дельфин»
«Чайка на закате», знакомство с техникой
пуантилизм
Тематический урок ко дню Космонавтики. «Ракеты»
«Белый пароходик»
«Самолет, самолет, забери меня в полет», графика,
работа цветными карандашами.
«Полет на воздушном шаре».
«Шляпа фокусника»
«Клоун всегда улыбается нам»
«Кувшин для джина».
«Пчелки на лугу»
«Чудо-одуванчики», акварель + вата.
«Моя семья». Фигура человека.
«Мое село родное».
Обобщающий урок. «Чудо-птица», знакомство с
основными и дополнительными цветами.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 72 часа

5

Содержание
1. Вводное занятие. Требования по безопасности труда на занятиях. Диагностика.
Задание: «Что какого цвета?». Стихи, загадки о художественных материалах. Играпутешествие в страну красок.
2. Цвета радуги. Красная дуга. Знакомство с красным цветом. Стихи, презентация.
Задание: нарисовать поле маков. Понятие о формате (горизонтальный и вертикальный).
3. Цвета радуги. Оранжевая и желтая дуга. Стихи, презентация. Задание:
«Солнышко».
4. Цвета радуги. Как получить голубой цвет? Используем синий, зеленый, голубой и
фиолетовый цвета в рисунке. Задание: «Колокольчики на лугу».
5. «Радуга – дуга». Закрепить последовательность расположения цветов в радуге.
6. «Зайчонок». Карандаш. Линия. Штрих. Познакомить с различными штрихами и
линиями с «характером». Изучить, как выглядит животное. На примере схемы изучаем,
как нарисовать зайца. Выполнить рисунок зайца простым карандашом с помощью разных
линий.
7. «Веселый паровозик». Познакомить детей с различными геометрическими
фигурами. Упражнения на рисование различных предметов из геометрических фигур.
Задание: «Веселый паровозик».
8. «Овощи на грядке». Загадки, презентация, работа с формой и цветом.
9. Теплое царство «Осенний лес». Знакомство обучающихся с теплыми цветами и
их оттенками, с красками золотой осени и с техникой рисования отпечаток листьями.
Знакомство детей с жанром живописи – пейзаж. Понятие «линия горизонта».
10. «Подсолнух». Просмотр иллюстраций работ художников. Закрепляем умение
смешивать цвета.
11. «Лиса в осеннем лесу». Изучаем как выглядит животное. На примере схемы
изучаем как нарисовать лису. Повторяем теплые цвета и колорит осени.
12. Осенний натюрморт «Ветки рябины». Изучить, что такое натюрморт. Закрепить
умение работать акварелью. Понятие передний план, задний план.
13. Холодное царство. «Морская черепашка». Познакомить детей с подводным
пейзажем и его обитателями. На примере схемы изучаем как нарисовать черепаху.
Выполнить рисунок в холодной цветовой гамме.
14. «Яблочки». Закрепляем знания о теплых и холодных цветах.
15. «Полосатая зебра», знакомство с ахроматическими цветами
16. «Сорока-белобока». Познакомить детей с последовательным рисованием птиц.
17. Знакомство с понятием «Орнамент». Виды орнаментов. Задание: «Праздничная
тарелка с растительным орнаментом.
18. Знакомство с основными и дополнительными цветами. Задание: «Одеяло для
медвежонка с геометрическим орнаментом».
19. Деревья любуются своим отражением. Показать приемы работы в технике
монотипия. Деревья в теплой цветовой гамме.
20. Кляксография. Получение изображения кактуса с помощью коктейльных
трубочек. Рассказать детям о нетрадиционном способе рисования – кляксографии.

6

21. «Курочка Ряба», обвести руку и дорисовать. Научить детей рисовать с помощью
своей ладошки. Необходимо обвести карандашом свою руку, дорисовать детали и
превратить в курочку.
22. Тест: «Рисунок-игра». Задание: «Четвероногий друг».
Провести тест на развитие воображения. Привлечь внимание детей к животному миру.
Формировать чувство любви к «братьям нашим меньшим». Необычные ситуации из
жизни животных (рассказы детей). Развивать умение работать карандашом. Нарисовать
собаку.
23. «Петушок». Беседа о домашних птицах. Поэтапное рисование петушка.
24. «Совунья», акварель + восковые мелки.
25. «Динозаврик». Беседа о динозаврах, просмотр презентации, затем поэтапное
рисование.
26. «Зимний сказочный лес», рисуем деревья. Познакомить детей с таким временем
года как зима, рассказать о характерных явлениях природы; воспитывать усидчивость,
точность, аккуратность, любовь к природе. Задание: оттиск сухими листьями на
подготовленном фоне. Рисуем зимний лес.
27. «Веселый снеговик». Учить располагать округлые формы по мере их уменьшения;
закрепить умение рисовать круглую форму разных размеров.
28. «Морозные узоры», рисуем акварелью, солью и восковыми мелками.
29. «Зайчонок на катке». Сюжетная композиция, поэтапное рисование зайчонка.
Следы на катке рисуем свечой.
30. «Белый медведь и северное сияние». Поиск способов изображения северных
животных с опорой на иллюстрацию. Выполняем северное сияние в технике аппликация
из цветной бумаги. Подбираем гармоничное сочетание.
31. «Снегири прилетели». Познакомить детей с последовательным рисованием птиц.
32. «Пингвины на льдине». Закреплять умение использовать простой карандаш для
рисования контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования. Развитие
представлений детей об обитателях Антарктиды.
33. «Ёлка наряжается – праздник приближается!». Рисуем поэтапно праздничную
ёлку с игрушками.
34. «Символ года». Выполнить рисунок символа наступающего Нового года.
35. «Жирафы», просмотр презентации, поэтапное рисование.
36. «Лев», акварель + объемная аппликация. Выполнить поэтапный рисунок льва по
образцу. Наклеить гриву из цветной бумаги.
37. Знакомимся с термином симметрия: «Бабочка-красавица» в технике монотипия.
Познакомить с термином симметрия, выполнить упражнение: вырезать заготовку бабочки
по шаблону, раскрасить одну половину и прижать. Дорисовать детали кисточкой.
38. Рисуем части лица «портрет» Рисование глаз, носа, губ и ушей. Как нарисовать
эмоции человека. Научить детей рисовать портрет – развивать умение подмечать сходство
с натурой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться.
Рисуем соседа по парте.
39. Знакомство с народным творчеством. Задание: «Красавица матрёшка».
Познакомить детей с характерными особенностями и разнообразием русской народной
игрушки. Познакомить с народной игрушкой – матрешкой. Рассказать об основных этапах
ее выполнения. Выполнить по образцу рисунок на матрешке.
7

40. «Дымковская лошадка». Учить росписи дымковских лошадок. Закреплять
навыки рисования кистью всем ворсом и ее концом.
41. Иллюстрация к сказке «Два жадных медвежонка», по представлению. Чтение
сказки. Познакомить с таким видом искусства как иллюстрация. Рассказать об известных
иллюстраторах. Познакомить с основными этапами выполнения иллюстрации. Выполнить
иллюстрацию любимого сюжета по представлению.
42. «Домик для заиньки». Закрепить навык изображения домика; умение работать
концом кисти; украшать домик узором холодных тонов; воспитывать стремление
добиваться хороших результатов.
43. «Лягушка и водная лилия».
44. «Сказочные мухоморы», смешанная техника, работа акварелью и маркерами.
45. «Крокодил солнце проглотил».
46. «Усатый-полосатый». выполнить рисунок по шаблону.
47. «Ёжик с яблоком», выполнить поэтапный рисунок, научить рисовать иголки.
48. «Золотая рыбка в аквариуме».
49. «Вечерний город». Рисование многоэтажного дома. Развитие умения передавать в
рисунке архитектурное строение здания и с помощью цвета передавать время суток.
50. Весенний натюрморт «Букет цветов». Учимся рисовать различные цветы без
карандаша, сразу кистью. Задание: букет цветов в вазе.
51. Пейзаж. «Весна», смешанная техника. Познакомить с таким жанром
изобразительного искусства, как пейзаж. Беседа о воспевании в своих произведениях
красоты весны поэтами, художниками. Познакомить детей с таким временем года как
весна, рассказать о характерных явлениях природы весной. Выполнить рисунок кистью,
коктейльной трубочкой и ватными палочками.
52. «Грустная картина», рисуем дождь с помощью восковой свечи.
Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синеватосерые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски.
Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно
располагать их на листе бумаги.
53. «Птицы нашего края», коллективная работа на формате А3. Работа гуашью.
Выполнить поэтапное рисование птиц, воспитывать любовь к родному краю.
54. «Рисуем деревья, ели». Научить передавать форму, цвет и характерные
особенности деревьев. Научить работать над композицией рисунка - равномерно
располагать объекты по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного
пространства. Научить закрашивать предметы по форме широкими закруглёнными
мазками, держа кисть плашмя.
55. «Самовар»
56. «Пасхальное яйцо». Продолжать учить детей работать с тонкой линией.
Выполнить на заготовке пасхального яйца несколько орнаментальных дорожек:
кружочки, треугольники, квадратики, простая линия и т.д.
57. «Уж верба вся пушистая». Рисование с натуры веточки вербы с бархатными
почками, передача её выразительного образа путём комбинирования различных.
58. «Кошкин дом». Развитие умения передавать в рисунке архитектурное строение
здания и главного героя в единой композиции.
8

59. «Дельфин». Поэтапное рисование дельфина по образцу, закрепить умение
рисования воды по-сырому.
60. «Чайка на закате», знакомство с техникой пуантилизм
61. Тематический урок ко дню Космонавтики. «Ракеты».
Рассказ о первом полете в космос, о Ю. Гагарине, просмотр иллюстраций. Задание:
рисуем космические дали и ракету.
62. «Белый пароходик». Дать понятие о водном транспорте, выполнить рисунок воды
по-сырому; затем рисуем поэтапно пароход.
63. «Самолет, самолет, забери меня в полет», графика, работа цветными
карандашами. Беседа о различных видах транспорта, просмотр иллюстраций. Задание:
«Самолет», последовательное рисование.
64. «Полет на воздушном шаре».
65. «Шляпа фокусника».
Научить детей рисовать объемную шляпу, передать объем при помощи цвета и мазков.
Сложить гармошкой цветную бумагу и вырезать фигурки, затем приклеить к краям
шляпы.
66. Клоун всегда улыбается нам». Продолжать знакомить детей с жанром портрета.
Выполнить рисунок клоуна в теплой и холодной цветовой гамме.
67. «Кувшин для джина». Вырезать кувшин из бумаги, наклеить на альбомный лист
и украсить орнаментами, дорисовать джина.
68. «Пчелки на лугу»
69. Чудо - одуванчики», акварель+вата. Задание: нарисовать несколько одуванчиков,
раскрасить акварелью и приклеить вату, чтобы они стали пушистыми.
70. «Моя семья». Фигура человека.
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу членов семьи; учить передавать
в рисунке образ доступными средствами выразительности (деталями костюма, цветом
глаз, атрибутами профессии).
71. «Мое село родное».Просмотр презентации о красотах родного села.
Самостоятельный выбор сюжета, поэтапное выполнение рисунка.
72. Обобщающий урок. Урок-викторина. В праздничной и игровой обстановке
предстоит проверить, чему научились дети за год, какие уроки, темы им особенно
запомнились и понравились.

9

Результативность образовательной программы
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные
правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной
вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочий стол; сидеть за столом, держать лист
бумаги;
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
- пользоваться изобразительными материалами;
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и
т. д.);
- рисование предметов с натуры, по образцу и по представлению, передавая
характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
- изображать сюжетные композиции.
Системы отслеживания результатов
Отслеживание результатов является важной частью реализации
программы. Способы и методики определения результативности
образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены
на:
- определение степени развития творческих способностей каждого ребенка;
- определение уровня усвоения образовательной программы;
- определение уровня личностного развития учащегося.
В систему отслеживания результатов входит предварительная,
промежуточная и итоговая аттестации.
Формы контроля:
- тестирование;
- контрольные упражнения;
- итоговые выставки и просмотры работ.
10

Планируемые результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их
смешивания;
- уметь применять различные техники рисования и комбинировать их;
- уметь применять орнаменты в жизни, понимать его значение в образе
художественной вещи;
- знать название материалов и инструментов и их назначение;
- знать правила безопасности и личной гигиены.
- уметь правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими
формообразующие движения и пользоваться изобразительными
материалами
- уметь определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их
оттенки;
- уметь рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты,
треугольники, овалы и т. д.);
- уметь рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая
характерные особенности (форму, строение, цвет);
- уметь изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

11

Список литературы
1. Большой самоучитель рисования/Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.:
ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. - 192 с.
2. Город мастеров. Дымковская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2003.-10 с.
3. Городецкая роспись по дереву. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 12 с.
4.
Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: уч.
пособие/Т.Г.Казакова,М:Просвещение, 2000.-110с
5. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», «ЦВЕТНОЙ
МИР», Москва, 2016г.
7. Маленький художник. – М.: Мозаика-Синтез,2010. – 16 с.
8. Маротта М. В царстве животных. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. –
96 с.: ил.
9. Мосин И.Г. Рисование. – Екатеринбург: ТОО «У-Фактория», 1998. – 112 с.
10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. - Самара: «Федоров», 2001. - 116 с.
11. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности», Санкт-Петербург, «КАРО»,2007 г.
12. Филимоновская игрушка. - М.: Карапуз, 2002. - 18 с.: ил.
13. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки: Учебно-методическое пособие для
педагогов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 64 с., илл. + цв.вкл.
14. Школа рисования для малышей. – Тула: «РОСМЭН», 2005. – 96 с.: ил.
15. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва
«Просвещение», 2000 г.

12

Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Год
обучения
1 год
обучения

Дата
Дата
Количество Количество
начала
окончаний
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
часов
05.09.2023 20.05.2024
36
72

Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 1 часу

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».