Курс Лепка

Управление образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»

Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
________________ В.И. Максимова
«31» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Курс «Лепка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Зинатова Голгена Азмугалимовна
педагог дополнительного образования

c.Уинское, 2023 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
курса «Лепка» имеет художественную направленность и является частью
комплексной программы «Детство».
Лепка из пластилина - одно из самых полезных и увлекательных
занятий для детей. Создавая задуманный образ, ребята знакомятся с формой,
пропорцией и размером каждой детали, трогают их, развивая тактильные
ощущения и восприятие, укрепляют мышцы рук и пальцев. Лепка
благотворно влияет на нервную систему детей. Желание довести начатую
работу до конца воспитывает настойчивость и трудолюбие.
Очень часто незнание способов лепки и неумение ими пользоваться
мешают ребенку сделать что-то интересное, достичь задуманного результата.
Дети расстраиваются, отказываются лепить, поэтому очень важно научить их
основным приемам лепки. Также использовать дополнительный материал,
который повысит возможности обучающихся, сделает работы более
разнообразными, содержательными, интересными, выразительными и
творческими.
Предметный материал представляет собой последовательность
тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое
новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и
выполняется уже известным ребенку приемами, но при этом дополнено
новыми, более сложными, еще незнакомыми ему элементами. Лепка
базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и
жгуте, которые называются исходными формами. Более сложные получаются
их доработкой при помощи различных приемов. Изделия близки и понятны
ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо
знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, животные, птицы и бытовые
предметы. Основным плюсом пластилина является разнообразие цветов.
Лепка из пластилина помогает ребенку развивать мелкую моторику,
усидчивость, внимание, воображение, пространственное мышление и
способствует воспитанию художественного вкуса.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой
моторики, ручной умелости на занятиях по лепке, способствует развитию
сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий,
коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и
умениями работы с инструментами, (в лепке - стека). На этих занятиях дети
вырабатывают умения управлять инструментом. Развитие навыков мелкой
2

моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев.
Основой для реализации задач программы является умение
комбинировать в уме различные элементы изделия и анализировать
полученный результат. Это умение достигается в результате обучения
проектированию сначала простых изделий и в конце достаточно сложных,
соответствующих уровню приобретенных знаний.
Отличительные особенности программы. Особенностью данной
программы является то, что даже не обладая очень высокими способностями,
получив умения и навыки по данной программе, каждый ребенок может
своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, создавать из
своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая всю свою
детскую фантазию и воображение.
Уровень программы – базовый.
Целью программы является раскрытие творческого потенциала
личности ребенка, создание благоприятных условий для его самореализации
через занятия лепкой.
Образовательные задачи:
- освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с
инструментами и материалами, а также технику безопасности при
работе с ними;
- знакомство с основными элементами и способами лепки;
- формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по
каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи:
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и
самореализации;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и
других качеств личности ребенка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование
воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Развивающие задачи:
развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать,
анализировать;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в
пространстве.
Адресат программы: программа рассчитана на детей дошкольного возраста
– 6-7 лет.
3

Формы и методы обучения
Занятия по данной программе проводятся в группе. Лепка дает возможность
использовать разнообразные формы работы:
- дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой;
- практическая работа;
- творческое задание;
- дискуссия;
- выставка творческих работ.
Программа занятий ориентирована в основном на словесные методы
обучения, такие как объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция.
Демонстрационные (наглядные) методы обучения, такие как демонстрация
изделий детей и педагога, наглядные пособия, книги, иллюстративная
литература.
Объем и срок освоения программы, режим занятий:
Продолжительность обучения 1 год - 36 часов, режим занятий 1 час в
неделю.

4

Учебный план
№
Темы занятий
п/п
1 Вводное занятие. Знакомство с пластилином и
инструментами.
2 Основные элементы. Шарик - «гусеница».
3 Жгут - «змейка», «улитка».
4 Работа на картоне - «солнышко из шариков».
5 Жгут, шарик - «корзинка с фруктами».
6 Яйцо - «божья коровка».
7 «Стрекоза».
8 Блинчик - «черепашка».
9 «Грибочки на полянке».
10 Капля - «воробей».
11 Капля, шарик - «ежик с яблоком».
12 «Пчелка».
13 «Бабочка на цветке».
14 Коробочка - «новогодние подарки».
15 «Новогодняя елка», дополнительный материал - бусины.
16 «Снежная семья» - снеговики.
17 «Символ года»
18 «Рыбки».
19 «Осьминожка».
20 Колбаска - «собака».
21 «Кот Матроскин».
22 «Курица с цыплятами».
23 «Слоненок».
24 «Веселый жираф».
25 «Динозаврик».
26 «Аист», дополнительный материал - зубочистки.
27 Мозаика - выполнение шаблонной работы на картоне.
28 «Посуда».
29 «Транспорт».
30 «Космические дали».
31 Знакомство с соленым тестом.
32 Роспись изделия гуашью.
33 «Дымковская игрушка».

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

34 «Филимоновская игрушка».
35 Лепка фигуры человека - «клоун».
36 Итоговое занятие - «Цветочный букет».

1
1
1
Итого: 36 часов

Содержание
1. Вводное занятие. Знакомство с пластилином и инструментами.
Что такое пластилин? Изобретатель пластилина и инструменты для лепки.
2. Основные элементы. Шарик - «гусеница».
С чего начать работу с пластилином. Основной элемент шарик,
предложить детям слепить шарики разных размеров. Практическое задание:
«гусеница». Загадка по теме. Для туловища гусеницы скатать шарики одного
размера, последовательно присоединяя их. Затем закрепить шарик большего
размера - это голова. Острием карандаша прорисовать ротик и глаза.
3. Жгут - «змейка», «улитка».
Основной элемент жгут или змейка. Покатать кусочек пластилина взадвперед по доске, пока он не станет длинным и тонким. Практическое задание:
«змейка». Загадка, лепка змеи двумя способами: из одного жгута и
полосатую из двух разноцветных жгутов. Задание «улитка», скатать жгут в
рулет, начиная с тонкого конца, оставив незакрученным его толстый конец
(голова).
4. Работа на картоне - «солнышко из шариков».
Работа на плоскости: взять картон размером 9 х 9 см, нарисовать
солнышко. Затем скатать шарики одного размера и приклеить по рисунку.
5. Жгут, шарик - «корзинка с фруктами».
Корзинку начинают лепить с толстого блинчика для дна. По кромке
блинчика навиваем тонкую змейку, прижимая ряд к ряду, пока корзинка не
окажется нужной высоты. прикрепить ручку из жгута. Наполнить корзинку
фруктами из шариков.
6. Яйцо - «божья коровка».
Основной элемент яйцо: сначала сделать шарик, а затем слегка прокатать
его между ладонями взад-вперед. Практическое задание: «божья коровка».
Загадка. Выполнение: слепить два одинаковых яйца, соединить их вместе и
округлить контур - это туловище. Затем присоединить шарик - голову,
прилепит шесть ножек, два усика и пятнышки.
7. «Стрекоза».
Для туловища гусеницы скатать шарики, последовательно присоединяя
их. Затем закрепить шарик большего размера - это голова. Для крылышек
6

скатать четыре жгута небольшого размера и приплюснуть их пальцами.
Затем закрепить крылышки на туловище и приклеить глазки.
8. Блинчик - «черепашка».
Основной элемент блинчик можно сделать из шарика. Нужно сдавить его
большим и указательным пальцами или приплюснуть между ладонями.
Практическое задание: «черепашка».Для черепахи нужно взять толстый
блинчик это будет нижняя часть панциря. Добавить четыре жгутика-лапы,
жгут побольше - головку и маленький жгут - хвост. Сделать блинчик для
верхней части панциря, немного выпуклый, приклеить его к первому
блинчику. Украсить панцирь.
9. «Грибочки на полянке».Загадки, стихи о грибах. Для ножки гриба нужно
скатать жгут нужного размера и цвета, сверху приклеить выпуклый
блинчик - шляпку. Поставить готовые грибочки на полянку - блинчик
большого размера.
10. Капля - «воробей».
Основной элемент капля. Нужно защипнуть шарик с одного конца и чутьчуть вытянуть. Практическое задание: «воробей». Для туловища вытянуть
два шара коричневого и серого цвета и соединить их между собой. Для
грудки сплющиваем черный шар, придавая ему форму овала и прикрепляем
на туловище. Два серых блинчика - это щеки. Три желтых конуса - это клюв
и лапки, также два оранжевых шарика для глаз. Сплющиваем толстый жгут
для хвоста и две плоских капельки для крыльев. Воробей готов.
11. Капля, шарик - «ежик с яблоком».
Начинаем работу с туловища ежа, для этого нужно скатать большой шар и
придать ему каплевидную форму. Четыре маленьких капли того же цвета это лапки. Для иголок ежа изготавливаем 20-25 маленьких конусов и
присоединяем их к телу. Затем приклеиваем к голове два маленьких шарика это глаза. отдельно лепим яблоко из шара и закрепляем на иголках ежа.
12.«Пчелка».
Для пчелки изготавливаем два блинчика среднего размера оранжевого
цвета и три черного. Соединяем детали, чередуя цвета - это будет туловище.
Из оранжевого пластилина лепим большой шар и присоединяем к туловищу,
получилась голова. Из маленького шара делаем заднюю часть туловища.
Шесть маленьких жгутиков лепим для лапок. Четыре белые плоские
капельки - для крыльев. В завершении рисуем глаза, ротик и приклеиваем
нос - тонкий жгутик.
13.«Бабочка на цветке».
Для крыльев бабочки слепить четыре больших шара и сплюснуть. Затем
украсить их разными деталями. Для тела скатать толстый жгут, приклеить на
7

него два шарика-глаза и крылья. Готовую бабочку посадить уже на
подготовленный цветок из бумаги.
14.Коробочка - «новогодние подарки».
Основной элемент - коробочка. Ее можно сделать из шара, нужно
положить его округлой стороной на доску и слегка прижать сверху чемнибудь плоским. Перевернуть так, чтобы плоские поверхности оказались
сбоку и прижать еще раз. Теперь шар имеет шесть ровных сторон и
превратился в коробочку. Практическое задание: слепить и украсить
коробочки для новогодних подарков разного размера.
15.«Новогодняя елка», дополнительный материал - бусины.
Для елки слепить три блинчика разного диаметра, сделать надрезы от
центра к краю - веточки. Сделать из каждого блинчика конус и соединить их.
На большой одеваем средний и сверху маленький конус. Снизу прилепить
толстую колбаску - ствол. Украсить елку бисером и бусинками.
16.«Снежная семья» - снеговики.
Научить лепить снеговика из трех частей. Внизу большой шар,
посередине средний шарик и сверху маленький - голова. Два маленьких
шарика для рук. Собрать все детали, приклеить шапку, глаза, нос, глаза и
прорисовать нос.
17.«Символ года».
Лепка новогоднего сувенира - символа наступающего года.
18.«Рыбки».
Лепка рыбок из целого куска с помощью вытягивания части тела. Затем
приклеиваем детали украшения к туловищу, хвостовые, брюшные и грудные
плавники.
19.«Осьминожка».
Для туловища скатать шарик и прокатать чуть-чуть между ладонями.
Слепить восемь змеек ног. Добавить присоски: тонкие светлые блинчики с
карандашными точками.
20.Колбаска - «собака».
Колбаской мы будем называть короткую толстую змейку. Нужно
прокатать кусочек пластилина на доске, не слишком сильно нажимая на него.
Практическое занятие: «собака». Загадка. Для туловища животного
понадобится длинная колбаска, а для лап - четыре колбаски поменьше.
Положить туловище на доску и прикрепит лапы. Перевернуть заготовку и
поставить на лапы, приклеить небольшую колбаску-хвост, шарик-голову.
Для мордочки сделать шарик и надрезать - раскрытую пасть. Прилепить
шарик-нос, колбаску-язык и уши.
21.«Кот Матроскин».
8

Лепка кота в сидячем положении. Скатать яйцо и прижать его тупой конец
к доске так, чтобы оно стояло. С двух сторон, ближе к нижней части яйца,
присоединить по блинчику и к ним присоединить по небольшой колбаске лапы. На туловище наклеить тонкие жгутики, полоски кота Матроскина. В
верхней части туловища спереди закрепить две удлиненные колбаски передние лапки. Установить шарик-голову. Присоединить ушки, щечки, рот,
нос и глазки. Из змейки сделать хвост.
22.«Курица с цыплятами».
Научить создавать в лепке выразительный образ, последовательность
лепки цыплят и курицы. Поставить готовые изделия на зеленый лист бумаги
изображаемый луг.
23.«Слоненок».
Скатать большое яйцо для туловища. Сделать длинную толстую колбаску
и разрезать ее на четыре равные части. Это - ноги. Для головы с хоботом
нужно шарик немного защипнуть, вытягивать и раскатывать получившийся
хобот. Два больших блинчика будут ушами, две заостренные колбаски бивнями. Добавить маленький хвостик.
24.«Веселый жираф».
Из желтого пластилина слепить большой шар и вытянуть его
противоположные стороны, придавая одной из них форму цилиндра - это
тело жирафа. Слепить шар среднего размера и вытянуть одну из сторон получится голова. Четыре высоких цилиндра для ног и соединяем все детали.
Сплющиваем два маленьких шара - это ушки. Два коричневых жгута - это
рожки. Также из коричневого пластилина лепим блинчики разного размера это глаза и пятна, прикрепить их к туловищу. Прикрепляем хвост - жгутик.
25.«Динозаврик».
Просмотр иллюстраций по теме. Самостоятельная лепка динозавриков.
26.«Аист», дополнительный материал - зубочистки.
Лепим из белого пластилина большую каплю - туловище аиста. Для
головы с шеей лепим цилиндрический жгут. Из красного пластилина
изготавливаем конусообразный жгут - клюв. Приклеиваем глаза, две плоские
капли крылья. Лепим цилиндрический жгут красного цвета по длине равный
длине зубочистки и сплющиваем его. На середину детали кладем зубочистку
и соединяем края - это будут лапы. Прикрепляем два маленьких шара
(нижние части лап) к верхним частя лап.
27.Мозаика - выполнение шаблонной работы на картоне.
На картоне выполнить рисунок в карандаше, затем вылепить элементы
картины из маленьких шариков и жгутиков.
28.«Посуда».
9

Лепка посуды: чашки, заварочный чайник, кастрюли, тарелки и т.д. Лепка
ленточным способом и из блинчиков.
29.«Транспорт».
Повторение видов транспорта. Чтобы сделать автомобиль, вылепить
продолговатую коробочку для кузова. На ней укрепите коробочку поменьше
- крышу. Установить четыре блинчика - колеса. Из тонкой змейки получится
бампер. Закрепит блинчики-фары и блинчики-колпаки на колесах.
Прочертить карандашом дверцы
30.«Космические дали».
Тематический урок посвященный дню космонавтики. Лепка ракет, планет
и различных космических кораблей.
31.Знакомство с соленым тестом.
Приготовление соленого теста, материалы и инструменты при работе с
ним, сушка готовых изделий. Практическая работа: «подсолнух».
32.Роспись изделия гуашью.
Роспись готового изделия.
33.«Дымковская игрушка».
Знакомство с историей известного промысла. Лепка по мотивам
дымковской игрушки. Практическое занятие: «дымковская лошадка». Лепим
игрушку по образцу, украшаем элементами из традиционных орнаментов.
34.«Филимоновская игрушка».
Знакомство с известным промыслом и техникой выполнения.
Практическое задание: «петушок». Лепим игрушку по образцу, украшаем
элементами из традиционных орнаментов.
35.Лепка фигуры человека - «клоун».
Короткая толстая колбаска для туловища, слегка сплющить его, чтобы
получилась грудь и спина. Скатать змейку и сложить ее вдвое, а место сгиба
закрепит на туловище, концы слегка загнуть - это будут ступни. Руки
изготовить из двух колбасок. Шарик станет головой, вылепить парик, глаза,
нос и рот. Кисти слепить из маленьких шариков. Приклеить детали
украшения костюма клоуна.
36.Итоговое занятие - «Цветочный букет».
Повторение основных элементов лепки. Выполнение самостоятельной
итоговой работы: цветочный букет в вазе.

10

Прогнозируемый результат
 Развитие воображения, художественного вкуса.
 Развитие трудовых умений и навыков.
 Формирование чувства цвета, пластической формы, композиции;
 Развитие мелкой моторики, способности к тонкой ручной работе.
 Развитие личностных качеств, умения выстраивать отношения в
коллективе.
Системы отслеживания результатов
В систему отслеживания результатов входит предварительная,
промежуточная и итоговая аттестации.
Формы контроля:
- конкурсы, викторины;
- контрольные упражнения;
- анализ готовых работ;
- итоговые выставки.

11

Список литературы
1. Город мастеров. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.:
ил.
2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - Москва: Изд-во
Скрипториев, 2009– 80с.
3. Лепим из пластилина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. - 111 с.: цв. ил.
4. Лепим из пластилина. - СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. - 224 с.,
ил.
5. Лыкова И.А. Рельефные картинки. Лепим из пластилина, глины, соленого
теста. М., 2015 г.
6. Макаренко М. К. Чудеса из пластилина. М, 2014 г.
7. Пискунова Е. Веселый пластилин. Лесные жители, «Доброе слово», 2018г.
8. Пластилиновые фигурки животных. - М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2009. 64 с.: ил.
9. Рони Орен. Секреты пластилина. М., 2016 г.
10.Филимоновская игрушка. - М.: Карапуз, 2002. - 18 с.: ил.
11.Хананова И.Н. Соленое тесто. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 104 с., ил.

12

Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Год
обучения
1год
обучения

Дата
Дата
Количество Количество
начала
окончаний
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
часов
05.09.2023 20.05.2024
36
36

Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 1 часу

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».