Управление образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2023г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
________________ В И. Максимова
«31» августа 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Курс «Художественный труд»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Зинатова Голгена Азмугалимовна,
педагог дополнительного образования
с. Уинское, 2023 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству.
Декоративное искусство, художественные ремесла играют важную
роль в эстетическом воспитании детей. Основу декоративно - прикладного
искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к
практической художественной деятельности способствует развитию у них
творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления
фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной,
зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является
важнейшим средством коррекции психического развития дошкольников.
К семи годам ребенок сознает себя на пороге новой школьной жизни,
как правило, с удовольствием готовится к ней. Он понимает различие между
игрой и специальным занятием, знает их время и место. Познавательная
деятельность приобретает более сложные формы, производительность,
внимание на восприятие становятся целенаправленными, у ребенка
развиваются, самостоятельность, организованность и дисциплинированность,
умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности.
В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов,
называют форму, оттенки цветов спектра, продолжают учиться выполнять
аппликацию с натуры и по представлению.
Программа
«Художественный труд» имеет художественную
направленность и
предусматривает занятия по двум направлениям:
аппликация и оригами. Программа модифицированная, при разработке
программы использована программа Малышевой А.Н., Ермолаевой Н.В.
«Аппликация в детском саду».
Аппликация (лат. Application – прикладывание) - один из
распространённых видов изобразительной техники, основанный на
вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом
материале, принятым за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги,
ткани, природных материалов. Для организации занятий по аппликации в
России использовались методические пособия, созданные русскими и
зарубежными авторами. Большая роль в аппликации принадлежит цветовому
оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие
художественного вкуса у детей. Во время работы у детей формируются
2
умственные, творческие способности. Эти занятия развивают координацию
движений пальцев рук, формируют терпение и усидчивость, учат
ориентированию и моделированию на плоскости. Благодаря занятиям
аппликации ребёнок получает знания, умения и навыки, необходимые в
течение всей жизни.
Оригами - искусство оригами не только развлечение. Работа с
бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же
важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление,
воображение.
Оно
прививает
художественный
вкус,
развивает
пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое
занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном),
фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо
практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует
воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности,
самостоятельности детей.
Актуальность программы заключается в том, что предполагается
развитие умений как экспериментального, практического, так и
теоретического
характера.
Особое
внимание
должно
уделяться
самостоятельным экспериментальным исследованиям. Эксперимент должен
выполнять функцию средства наглядности, служить одним из методов
познания, он должен приобрести характер самостоятельных исследований
воспитанников.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
темы внутри разделов выстраиваются по принципу «от простого к
сложному», это дает возможность каждому ребенку в ходе освоения раздела
выбрать задание из предложенных вариантов по своему желанию и
возможностям, уровню знаний и способностей. Преимущества данной
программы перед аналогичными заключаются в том, что для развития
детского художественного творчества используются нетрадиционные
техники и приемы аппликации.
Уровень программы – базовый.
Цель программы: развитие творческих способностей детей через занятия
аппликацией, оригами и бумажной пластикой.
Задачи программы.
Обучающие:
1.Способствовать формированию умственных, творческих способностей
дошкольника.
2.Научить детей хорошо владеть приемами вырезания, наклеивания,
сгибания, складывания бумаги.
3
3.Обучить приёмам и способам создания поделок из бумаги в технике
аппликации, оригами и бумажной пластики.
4.Научить правилам последовательности при выполнении работы.
5.Научить детей сравнивать и соотносить предметы по нескольким
признакам.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений.
2. Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение,
фантазию, художественный вкус.
3. Способствовать развитию познавательных функций: восприятия,
внимания, памяти, речи, мышления.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственное отношение к
порученному делу.
2.Воспитывать у детей интерес к изготовлению поделок из бумаги.
3.Воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма,
взаимовыручки.
Адресат программы:
Программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет. Набор детей в
группу осуществляется независимо от их способностей и умений.
Принимаются дети, не посещающие детский сад. Наполняемость группы 1215 человек.
Объем и срок освоения программы, режим занятий:
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся один раз в
неделю по 1 часу, что составляет 36 часов в год. Занятия проводятся
одновременно со всей группой.
Продолжительность занятий – 35 минут.
Методы и приемы обучения
1.Наглядные (показ приёмов работы, показ наглядных пособий, образцов,
показ презентаций, помощь).
2.Словесные (объяснение, беседа, рассказ, описание, поощрение, убеждение,
вопросы, использование сказок, загадок, пословиц и поговорок).
3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
4.Игровые.
Принципы реализации программы
1.Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
2.Последовательность: изучение познавательного материала последовательно
(от простого к сложному).
4
3.Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую
работу.
4.Перспективно-тематическое
планирование:
предполагает
подачу
изучаемого материала по блокам.
5.Личностно-ориентированный
подход:
предполагает
соучастие
и
взаимодействие педагога с детьми.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1.Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация
создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
2.Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3.Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить
особенности работы с данным материалом.
4.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
5.Самостоятельное изготовление поделки.
6. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
7.Анализ готовых поделок.
8.Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
5
Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название разделов
Вводное занятие.
Аппликация.
Оригами.
Бумажная пластика.
Самостоятельные работы по замыслу.
Итоговое занятие.
Коллективная работа.
ВСЕГО:
Количество часов
Теория Практика Всего
1
0
1
1
19
20
1
5
6
1
5
6
0
2
2
0,5
0,5
1
4,5
31,5
36
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Игровое занятие. В гости к детям приходит чудесный квадратик и
рассказывает детям, какие чудесные превращения можно творить из бумаги,
рассказывает детям «Сказку квадратика».
Ознакомление с правилами работы на занятиях, организация рабочего
места. Инструменты, приспособления, материалы, необходимые для занятий.
Правила по технике безопасности. Правила поведения во время
занятий.
2.Аппликация.
Аппликация – один из самых простых, увлекательных и эффективных
способов работы с бумагой. Эта техника основана на вырезании деталей,
наложении их на фон и закрепление. Аппликация особенно подходит для
занятий с детьми дошкольного возраста. Создавая красивые аппликации
своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают
положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить
терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие
способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им
чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на
формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Особенно привлекательны для детей комбинированные аппликации, в
которых можно сочетать различные техники работы с бумагой и различные
материалы.
6
Теория: Виды и свойства бумаги; материалы и инструменты, правила
работы с ними; понятия – аппликация, растительный орнамент,
геометрический орнамент, композиция.
Практика: Приёмы вырезания бумаги: вырезание деталей по шаблону,
по контуру; вырезание простых деталей на глаз; вырезание симметричных
фигур; вырезание способом сгибания. Приёмы обрывания, скатывания
бумаги. Приёмы наклеивания деталей. Составление композиций,
объединение частей в целое. Расположение деталей по всему листу.
Составление геометрического и растительного орнамента.
Изготовление аппликаций по шаблонам: «гусеница», «фрукты» и др.
Изготовление аппликаций из симметричных фигур: «зимний лес» и др.
Изготовление аппликаций способом обрывания и скатывания бумаги:
«снеговик», «мимоза».
Изготовление комбинированных аппликаций, поздравительных
открыток, приглашений.
3.Оригами
Оригами – это искусство складывания бумаги. Оригами развивает у
детей способность работать руками под контролем сознания, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев,
происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании
фигурок одновременно работают обе руки. Оригами знакомит детей с
основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник
и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря. Можно соединить
знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут
рассказать с их помощью знакомые сказки.
Теория: История оригами, общие сведения об оригами, правила
пользования материалами и инструментами. Знакомство с геометрическими
фигурами, основными понятиями – угол, сторона, диагональ, центр.
Практика: Базовые формы оригами: треугольник, воздушный змей,
двойной треугольник, конверт. Изготовление поделок на основе базовых
форм: «зайчик», «котёнок», «собачка», «лягушка», «пароход»
4.Бумажная пластинка.
Бумагопластика – увлекательный и доступный способ работы с
бумагой. Ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для
себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу,
животных и т.д. Бумагопластика в отличии от аппликации больше
напоминает скульптуру плоскости, где форма создается за счет объема.
7
Теория: Отличительные особенности поделок в технике бумажная
пластика от других техник.
Практика: Способы и приёмы бумажной пластики: скручивание,
цилиндр, петельки, объёмные детали из полосок. Изготовление объёмных
поделок: «ёлочные украшения», «символ года», «ёлка», «букет».
5.Самостоятельные работы по замыслу.
Практика: Выполнение аппликации по замыслу. Самостоятельная
работа. Выполнение самостоятельных работ позволяет проанализировать
результативность освоения программы, сравнив работу ребёнка, сделанную
в начале учебного года и в конце учебного года.
6.Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Выставка работ. Выполнение
коллективной работы.
8
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу обучения дети:
- будут знать понятия «оригами», «аппликация», «бумажная пластика»,
«орнамент»;
- будут хорошо владеть приемами вырезания, наклеивания, сгибания,
складывания бумаги;
- будут владеть приёмами и способам создания поделок из бумаги в технике
аппликации, оригами и бумажной пластики;
- будут соблюдать последовательность при выполнении работ;
- смогут выполнять простейший растительный и геометрический орнамент;
- будут уметь составлять аппликационные композиции, используя всю
площадь листа;
- будут уметь пользоваться ножницами, клеем.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
- самостоятельная работа в начале учебного года и в конце учебного года;
- наблюдение;
- анализ работ в конце каждого занятия и активное подключение детей к
обсуждению работ.
Формы подведения итогов реализации программы.
1.Составление альбома лучших работ.
2.Выставки работ.
2.Итоговая коллективная работа.
Методическое обеспечение.
При составлении программы использована программа А.Н. Малышевой,
Н.В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду»
Занятия по программе проходят в светлом классе, в котором имеются
парты, соответствующие возрасту детей; магнитная доска; материалы и
инструменты (для каждого ребёнка); наглядный и дидактический материал;
телевизор; проектор; игрушки; канцелярские принадлежности и т.д.
9
Литература
1. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. – М.: Айриспресс, 2009 г.
2. Малышева А.Н.,Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. –
Ярославль, 2001г.
3. Румянцева Е.А. Аппликаци: Мастерите, малыши, на досуге для души. –
М.:Мир книги, 2009 г.
4. Мастерим из бумаги. – СПб.: ДЕЛЬТА, 2011г.
5. Светлова И. Логика. – М.: Эксмо, 2010г.
6. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль: Академия
развития, 1998 г.
7. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию
слова с движением, загадки для детей. – СПб.: КАРО, 2008г.
8. Чудеса из бумаги. Сборник. – М., 2013г.
10
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Год
обучения
1год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество
начала
окончаний
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
часов
05.09.2023 20.05.2024
36
36
Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 1 часу
11
Календарный учебный график
2023-2024 учебный год
№ Дата/
месяц
Тема занятия
Форма занятия
Колво
часов
Форма
контроля
Игра
1
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
1
выставка
1
выставка
1
выставка
Сентябрь
05.09. Вводное занятие.
«Радуга из листьев»
12.09 Аппликация «Фрукты»
19.09 Аппликация «Грибы»
26.09 Аппликация
«Гусеница»
Всего за сентябрь:
Октябрь
03.10 Аппликация «Мой
дом»
10.10 Оригами «Котёнок»
17.10 Оригами «Собачка»
4
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
24.10 Бумажная пластика
«Подарок для
бабушки»
31.10 Самостоятельная
Самостоятельная
работа по
работа
предложенным темам
Всего за октябрь:
07.11
14.11
21.11
28.11
Ноябрь
Аппликация
«Кораблик»
Аппликация
«Смешарики»
Аппликация из кругов
«Кролик»
Оригами «Зайчик»
Всего за ноябрь:
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
1
выставка
1
выставка
1
выставка
1
выставка
1
обсуждение
5
1
выставка
1
выставка
1
выставка
1
выставка
4
12
05.12
12.12
19.12
26.12
Декабрь
Бумажная пластика
«Символ года»
Бумажная пластика
«Ёлка»
Бумажная пластика
«Ёлочные игрушки»
Аппликация
«Снеговик»
Всего за декабрь:
Январь
09.01 Аппликация. Орнамент
«Закладка»
16.01 Аппликация. Орнамент
«Рукавичка»
23.01 Бумажная пластика
30.01 Аппликация «Зима»
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
06.02
13.02
20.02
27.02
Март
05.03 Комбинированная
аппликация «Открытка
для мамы»
12.03 Оригами «Пароход»
выставка
1
выставка
1
выставка
1
выставка
4
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Всего за январь:
Февраль
Аппликация
«Снегири»
Оригами «Лягушки на
болоте»
Комбинированная
аппликация «Открытка
для папы»
Оригами
«Лесные
друзья»
Всего за февраль:
1
1
выставка
1
выставка
1
выставка
1
выставка
4
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
1
выставка
1
выставка
1
выставка
Практическая
работа
1
выставка
4
Практическая
работа
1
выставка
Практическая
работа
1
выставка
13
19.03 Комбинированная
аппликация
«Аквариум»
26.03 Аппликация
«Пасхальное яйцо»
Всего за март:
Апрель
02.04 Аппликация «Весенняя
песня скворца»
09.04 Аппликация «Ракета»
16.04 Самостоятельная
работа по замыслу
23.04 Комбинированная
аппликация «Открытка
к Дню Победы»
30.04 Аппликация –
Практическая
работа
1
выставка
Практическая
работа
1
выставка
4
Практическая
работа
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1
выставка
1
выставка
1
Практическая
работа
1
Конкурс
творческих
работ
выставка
Практическая
работа
1
выставка
Всего за апрель:
Май
07.05 Аппликация –
приглашение на
Выпускной бал
14.05 Итоговое занятие.
Коллективная работа.
Всего за май:
5
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
выставка
2
36
14
15