Управление образования
Администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
_______________ В.И. Максимова
«31» августа 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Курс «Музыка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Шайдуллина Лилия Рафиковна,
педагог дополнительного образования
с. Уинское, 2023 г.
1
Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета: программа «Музыка» имеет
художественную направленность.
Ориентирована на формирование и
развитие у детей в возрасте 6-7 лет музыкальных способностей,
художественного эстетического вкуса, образного мышления, чувства ритма,
музыкально-исполнительских способностей, а также знакомит детей с
лучшими образцами классической и современной музыки, её жанрами и
выразительными средствами. В беседах о музыке словарь детей обогащается
образными словами и выражениями, характеризующими настроения в
музыке. С помощью пения можно развить умение воспроизводить высоту
музыкальных звуков в мелодии. Игра на шумовых инструментах
способствует развитию координации движения. Кроме того, встреча с
прекрасной музыкой способствует познавательному развитию.
Актуальность, новизна программы состоит в том, что она
ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с
учётом специфики дошкольного возраста. Данная программа позволяет при
минимальной поддержке педагога и максимальном самообразовании
самостоятельно научится играть на шумовых музыкальных инструментах.
Освоение сопровождения музыкальных произведений ритмическими
рисунками предполагает постижение ребятами музыки на интонационной
основе, что является наиболее перспективным направлением, т.к. позволяет
ввести детей в музыку наиболее естественным путем, сообразным природе
искусства.
При составлении программы «Музыка» использованы:
- «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 6 – 7 лет» Т.
Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
- «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, 2009 г.
-«Ясельки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, 2010 г.
Отличительные особенности данной программы является
использование на занятиях музыкой шумовых инструментов. Доступность
детских шумовых инструментов, привлекательность и легкость игры на них
приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий
музыкой. Система обучения основана на сочетании разных видов творческой
деятельности:
ритмической
и
инструментальной
импровизации,
танцевальной композиции, несложных игровых миниатюр, инсценировки.
Уровень программы: базовый.
2
Цель
программы:
формирование
музыкально-творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
средствами
музыки,
ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников, слышать,
любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального
искусства; воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны
и укрепления здоровья детей.
Программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий
2 раза в неделю, длительность одного занятия – 35 минут.
Срок реализации программы, возраст детей: Программа рассчитана
на 1 год, что составляет 72 часа в год. Возраст детей 6 - 7 лет.
Методы и технологии:
1. Создание доброжелательного психологического климата.
2. Подбор доступных для восприятия произведений музыки и живописи.
3. Беседа.
4. Рассказ.
5. Анализ.
6. Сравнение.
7. Стимулирование интереса.
8. Видео метод.
Средства обучения:
1.Словесные (книги, учебники, интернет-ресурсы).
2. Аудиовизуальные (компьютер, музыкальный центр или колонки,
мультимедийный проектор, экран).
3. Фортепиано.
4. Раздаточные материалы.
5. Мультимедийные презентации.
Формы обучения
1.Групповая.
2.Концерт.
3
Учебный план
№
Название разделов и тем
занятий
Количество часов
Формы
аттестации
/контроля
Теория
2
Практика
6
Всего
8
2
7
9
концерт
С чего начинается Родина.
При солнышке тепло, при
матери добро.
Путешествие в страну
знаний.
Новый год.
Идёт волшебница Зима.
2
7
9
викторина
4
4
8
2
5
7
6.
Зимние забавы.
День защитника
Отечества.
2
6
8
7.
Самая родная.
Культура и традиции
нашего народа
3
6
9
8.
Весна пришла – отворяй
ворота!
3
6
9
9.
Славный День Победы
До свидания, добрый дом!
Итого:
3
2
5
23
49
72
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие.
И Муза вечная со мной!
(Урок – путешествие)
Вот и осень наступила, всё
вокруг позолотила.
(Урок-экскурсия)
опрос
открытое
занятие для
родителей
викторина
4
Содержание программы
Месяц
Тема
Содержание программы
Слушание
Пение
Сентябрь «День знаний»
«Вальс игрушек» «Лиса по
(1-4
- музыка
лесу
неделя)
Ю.Ефимова
ходила» р.н.м.
«Государственны «Ёжик и
«Безопасность» й гимн
бычок»
Российской
«Осень» Федерации» музыка
слова Михалкова, Арутюнова
музыка
«Падают
Александрова
листья» «Мой дом, моя
«Марш гусей»
музыка
семья»
музыка Б. Канэда Т.Потапенко
«Звуки
музыкальные и
шумовые»
«И Муза вечная
«Листочки
со мной!» (Урок «Композитор –
летят»-слова
– путешествие) исполнитель –
и музыка
слушатель», муза. А.Чугайкин
ой
Хоровод муз.
(Урок –
экскурсия)
Октябрь
(1-4
неделя)
«Вот и осень
наступила, всё
вокруг
позолотила»
«Дарите людям
радость»
Компонент
ДОУ
Музыкально
–
дидактическ
ие игры:
«Громко –
тихо запоём»
Музыкально
«Бабушка
–
милая»
дидактическ
«Берёзка» р.
ие игры:
хоровод, обр. У.
«Динамическ
Кузнецова
ие оттенки»
«Осенняя песнь» «Горошина» «Песня –
- музыка
- музыка
танец –
П.И.Чайковского В.Карасёвой марш»
«Осень» - музыка «Ехали
А.Вивальди
медведи» «Спящий
«Две плаксы» музыка
оркестр» Л.
М.Андреевой
музыка
Курятникова
«Песня о
Е.Гнесиной
школе» музыка
Г.Струве
Русские
«Хорошо у
наигрыши
5
Ноябрь «С чего
(1-4
начинается
неделя) Родина»
«Неделя
здоровья»
Декабрь
(1-4
неделя)
«При солнышке
тепло, при
матери добро»
«Путешествие в
страну знаний»
нас в саду»
В. Герчик
Сл. муз. и
аранж.
Елены
Обуховой –
«Если мама
рядом».
«Колыбельная» - «Ручеёк» В.Моцарта
р.н.м.
«Снежинки» «Пестрый
музыка
колпачок» А.Стоянова
музыка
«Вальс» - музыка Г.Струве
Д.Кабалевского
«Как пошли
наши
подружки»
р. н. п.
«В пещере
«Дождик
горного короля» - обиделся»
музыка Э.Грига
Д. Львова«Шествие
Компанейца
гномов» - музыка «Труба» Э.Грига
музыка
«Назови
композитора»
«Назови
композитора»
Е.Тиличеевой
«Новый год»
«В
просторном
светлом
зале» музыка
А.Штерна
«Новогодня
я» - музыка
А.Филиппенко
Январь «Город
(2-4
мастеров»
неделя) «Идёт
волшебница
зима»
Февраль
(1-4
неделя)
«Зимние
забавы»
«День
«У камелька» музыка П.
Чайковского
«Пудель и
птичка» - музыка
Лемарка
«Флейта и
контрабас» музыка Г.Фрида
«Котёнок и
щенок» А.
Журбина
«Назови
композитора»
«Василёк» р.н.м.
«Зимняя
песенка»
«Узнай
произведени
е по
музыкальном
6
защитника
Отечества»
«Итальянская
полька» -музыка
С.Рахманинова
Музыка
М.Красева
«Будем
моряками» музыка
Ю.Слонова
«Сапожник»
франц. н. п.
Муз.А
Филиппенко
«Бравые
солдаты»
Март
«Самая родная» «Песнь
«Маленькая
(1-4
жаворонка» Юлька»
неделя)
«Культура и
музыка
распевка
традиции
П.И.Чайковского «Два кота» нашего народа»
польская
«Жаворонок» нар.
музыка М.Глинки Мелодия
«Марш
«Мамина
Черномора»
песенка» музыка М.
музыка
М.Парцхаладз
Глинка
у
фрагменту»
«Собери
букет»
е
«Если мама
рядом» - сл.
и муз.
Ел.Обухова
«Веснянка»
- укр.
Мелодия,
обр.С.Полон
ского
«А воробьи
чирикают»
В. Герчик
«Гром и дождь» - «Горошина»
музыка
- музыка
«Определи
Т.Чудовой
В.Карасёвой по ритму»
«Солнечная
«Королевский
капель» марш львов» музыка
музыка К.СенС.Соснина
Санс
«Лягушки» «Долговязы
«Полёт шмеля»
музыка Н.
РимскогоКорсакова
Апрель «Весна пришла
(1-4
– отворяй
неделя) ворота!»
7
Май
«Славный День
(1-3
Победы»
неделя)
«До свидания,
добрый дом!»
музыка
Ю.Слонова
«Сонный
котёнок» музыка
Б.Берлина
й журавель»
р. н. п.
«Вечный
«Букеты»
огонь» музыка
А.Филиппен
ко
«Во поле берёза
стояла» - р.н.м.
«Три подружки»
(«Плакса»,
«Злюка»,
«Резвушка»)
музыка Д.
Кабалевского
«Песенка о
светофоре» музыка
Н.Петровой
«До свиданья,
добрый дом» музыка Г.Левкодимова
«Солнечный
зайчик» В.
Голикова
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе у детей должен появиться
интерес к слушанию классической музыки. Должно быть развито умение
рассказывать о музыке. Будет продолжено формирование таких качеств
личности как доброжелательность, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь,
жизнелюбие, общительность, открытость миру. У детей должны быть
сформированы и развиты навыки культуры поведения в театре, концертном
зале.
Текущий контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться
путём наблюдения за детьми в течение занятия. Тематический контроль –
после изучения темы путём бесед, викторин.
В конце года обучения обучающиеся должны знать:
- композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, Е. Крылатова, В. Шаинского
и других;
- жанры искусства (опера, балет, концерт, колыбельная песня, пейзаж,
бытовой и сказочный жанры);
- музыкальные инструменты (фортепиано, струнные инструменты, скрипка,
клавесин, челеста, оркестр);
- понятия (композитор, дирижёр, хор, художник, репродукция).
8
Обучающиеся должны уметь:
- высказывать свои впечатления о произведениях музыки;
- назвать произведения композиторов;
- исполнять выученные детские песни;
- играть на шумовых музыкальных инструментах.
Обучающиеся должны приобрести навыки:
- слушания музыки;
- запоминания и узнавания музыки;
- анализа произведений музыки;
- культуры поведения.
Формы подведения итогов реализации программы:
"Осень в гости к нам пришла", праздник (октябрь)
"Детская музыка взрослого человека", беседа (ноябрь)
"Зимушка-зима", новогодний праздник (декабрь)
"Рождественская сказка", беседа (январь)
"Масленка", беседа (февраль)
"Всё начинается с МАМЫ", праздник, (март)
"Волшебная шкатулка", беседа - игра (апрель)
"Музыка нас связала", концерт (май)
Методическое обеспечение.
Вид музыкальной
Учебно-методический комплекс
деятельности
1. Восприятие:
1. Дидактические игры.
2. Портреты русских и зарубежных композиторов
3. Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Мир в картинках. Музыкальные
инструменты» («Мозаика-синтез»).
4.Нотные сборники.
9
Старший дошкольный возраст
2. Пение: музыкальнослуховые
представления
- ладовое чувство
- чувство ритма
Вид музыкальной
деятельности
3. Музыкальноритмические
движения
4. Игра на детских
музыкальных
инструментах
«Музыкальное лото «Найди парный звук»; «Угадай
колокольчик»; «Громко – тихо запоём» «На чем
играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой
инструмент»; «Угадай, какая матрёшка поёт?»
«Грустно - весело»; «Выполни задание»; «Собери
букет»; «Солнышко и тучка»
«Весёлые матрёшки»; «Определи песенку по
ритмическому рисунку»; «Букеты»; «Определи по
ритму».
Наглядно-иллюстративный материал
1.СувороваТ.И комплект книг «Танцевальная
ритмика для детей» и дисков.
2. И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева
«Топ – топ , каблучок» и 2 - диска
3. Разноцветные шарфы ,султанчики, листья,
искусственные цветы, ветки деревьев, флажки,
снежинки, венки, фуражки для русского костюма
и.т.д.
4. Разноцветны платочки, косынки.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц,
белка, кошка, собака, тигр, шапочки птиц,красная
шапочка, божья коровка
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка,
мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.
7. Костюмы для взрослых и детей.
Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты
(шумовой оркестр);
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ;
деревянные ложки ;трещётка ; треугольник ;
колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ;
колокольчики ;
металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон
(диатонический) ; ксилофон ;
3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочка ;
губная гармошка;
4. Струнные инструменты: цимбалы, гитара,
балалайка.
10
Список литературы (педагогам)
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до
школы» Под ред. Н. Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с..
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981 240ст..
3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В.Теория и методика музыкального
воспитания в детском саду ; М Просвещение, 1983.
225 стр.
4. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5
лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., Просвещение, 1986. -144 стр.
5.БекинаС.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 –
5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., Просвещение, 1981 -158стр.
6. Учите детей петь:песни и упражнения для развития голоса у детей 5 -6 лет;
6 – 7 лет авт. – сост.С.и.Бекина и др.Москва 1986г -143стр.
7. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М. ТС Сфера, 2008г.96с.
8. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального
руководителя детского сада. – М., 1991.
9. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания
детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.- 120с.
10. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика» Санкт – Петербург 2000г.
11. АнтиповаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва
«Сфера» 2003г.-128с.
12. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд.
«Композитор» Санкт – Петербург 2007г.-74с.
Список литературы (обучающимся)
1.
Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и многое другое. – М.: Детская
литература, 1972. – 224 с.
2. Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
3. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. – М.: Музыка, 1988. – 112
с.
4. Розинер Ф.Я. В домике старого музыканта. – М.: Советский композитор,
1970. – 79 с.
5. Кабалевский Д.Б. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и
юношества / Прокофьев С.С. «Детская музыка». – М.: Музыка, 1980. – С. 3-4.
6. Лочман Т.А. Комплекс занятий по теме "Детская музыка П.И.
Чайковского" / Музыка в школе. 2012. – № 1. – С. 31-40.
7.Горская Е. "Детский альбом" П.И. Чайковского / Музыка и ты: Альманах
для школьников. Вып. 7. – М.: Советский композитор, 1988. – С. 74-77.
11
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Год
обучения
1год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество
начала
окончаний
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
часов
05.09.2023 20.05.2024
36
72
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 1 часу
12