ДООП художественной направленности РАДУГА

Управление образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»

Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
______________В.И. Максимова
«31» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«РАДУГА»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Ракутина Марина Николаевна
педагог дополнительного образования

c.Уинское, 2023 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга» имеет художественную направленность и разработана с учетом
следующих
нормативно-правовых
документов,
регулирующих
образовательную деятельность:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ
от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. №678-р).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (№ 996-р от 29.05.2015).
-Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Включая разноуровневые программы)» (№093242 от18.11.2015).
- Устав МБУ ДО «Уинская детская ДШИ».
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах (различной направленности) муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Уинская детская школа
искусств» (Приказ № 1 от 31 августа 2023 г.)
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
изобразительная деятельность способствует раскрытию творческого
потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической
культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая
практические умения и навыки в области художественного творчества, дети
получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
2

желание создавать нечто новое своими силами, проявляется интерес к
искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Программа «Радуга», направлена на изучение изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства. Ее реализация позволяет создать
условия для творческого развития личности ребенка, видеть и понимать
красоту окружающего мира. Это воспитание культуры чувств, развитие
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.
Актуальность программы подтверждается ее востребованностью. В
современных условиях развития системы образования с особой остротой
встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры,
нравственных качеств и художественных потребностей подрастающего
поколения. В этом деле важное значение имеет искусство. Прежде всего,
изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром
воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его
универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует
органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать и
запоминать.
Отличительная особенность программы заключается в комплексном
изучении изобразительного искусства и декоративно–прикладного
творчества. Разработанная образовательная программа «Радуга» соединяет в
себе несколько видов деятельности. Главным в данной программе является
изобразительное искусство, которое интегрируется с таким видом искусств,
как декоративно-прикладное. Также отличительной особенностью
программы является включение в нее регионального компонента «Уинский
край – моя малая Родина». Программа предлагает насыщенное
образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам
современного ребенка.
Уровень программы – базовый.
Цель и задачи программы.
Цель – формирование творческих способностей учащихся средствами
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Образовательные задачи:
- овладение основами художественной грамоты;
- обучение навыкам рисования и владение различными техниками
изобразительной деятельности;
- обучение навыкам лепки из пластилина и технике «пластилинография»
3

- знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- ознакомление с жанрами изобразительного искусства и изучение
народных промыслов;
- овладение основами цветоведения и композиции.
Воспитательные задачи:
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству и
занятиям художественным творчеством;
- воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, аккуратности;
- воспитание гражданских и духовно-нравственных качеств;
- формирование художественного воображения и вкуса.
Развивающие задачи:
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
- развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- развитие навыков работы с художественными материалами;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
- развитие инициативности, любознательности, активности.
Образовательной программой «Радуга» предусмотрены три основных
вида художественной деятельности:
• Изобразительная деятельность (рисунок, живопись, композиция, рисование
с натуры, рисование на темы и иллюстрирование).
• Декоративно - прикладная деятельность и народное творчество.
• Художественно - конструктивная деятельность (бумагопластика, оригами,
лепка).
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и
дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. В целом
занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению
задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Адресат программы: программа по изобразительному и декоративноприкладному искусству «Радуга» рассчитана на детей младшего и среднего
возраста - 7-14 лет. Учебная группа состоит из 10 – 15 человек. Набор в
объединение ведется на свободной основе, независимо от способностей и
умений обучающихся. Продолжительность обучения 4 года.
4

1 год обучения (7-8 лет) – 144 часа в год; 4 часа в неделю (2 раза в
неделю по 2 часа).
2 год обучения (8-9 лет) – 216 часов год; 6 часов в неделю (3 раза в
неделю по 2 часа).
3 год обучения (9-10 лет) – 216 часов год; 6 часов в неделю (3 раза в
неделю по 2 часа).
4 год обучения (11-14 лет) – 216 часов год; 6 часов в неделю (3 раза в
неделю по 2 часа).
Формы и методы обучения.
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их
творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
парных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма. На одном занятии могут использоваться
различные формы и методы обучения.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Словесные:
 Объяснение
 Рассказ
 Беседа
 Инструктаж
Наглядные:
 Демонстрация (иллюстраций, презентаций, фотоматериала)
 Показ педагогом образца выполнения задания
 Работа по технологическим картам и раздаточному материалу
Практические:
 Наблюдение
 Практическое задание
 Творческая работа
 Упражнения
 Игра
 Моделирование

5

Учебный план
(первый год обучения)
№
п/п

Название темы

I
II
III
IV
V

Введение.
Рисование.
Работа с пластилином.
Работа с бумагой.
Знакомство с народным
творчеством.
Итоговые занятия.

2
6
2
2
4

Участие в выставках,
конкурсах.

-

VI
VII

теория

ИТОГО:

-

22

Количество часов
практ
всего
Формы
ика
аттестации/
контроля
2
72
78
просмотр
14
16
просмотр
12
14
просмотр
16
20
Просмотр,
выставка
4
4
Итоговая
выставка
10
10
Конкурсы и
фестивали
122
144

Содержание
I.
Введение (2 часа).
Теория – 2.
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.
- Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
- Правила поведения и внутреннего распорядка в учебном кабинете.
II.
Рисование (78 часов).
Основы изобразительной грамоты (26 часов).
Теория – 6 часов.
- Линия. Точка. Пятно. Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер
линий».
- Живопись - язык цвета, цветное изображение мира. Возможности работы с палитрой,
получение оттенков цвета.

- Знакомство с понятиями «теплые цвета», «холодные цвета», «основные цвета».
Практика – 28 часов.
- Рисуем штрихом. Выполнение штриховых упражнений. Понятие «композиция листа».
Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ: пушистые игрушки,
цветы, пейзажи (4 часа).
- Точка- «подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи
одних точек). (4 часа).
- Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в
цветовые пятна (2 часа).
- Знакомство с цветом. Волшебные превращения красок (18 часов):
- Техника работы гуашью. Упражнения.
- Краски радуги. Знакомство с цветом, «Радуга-дуга».
- Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. «Птица» (из геометрических,
пересекающихся фигур).
- Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.
- «Серебряное королевство». Знакомство с ахроматическими цветами.
- Техника работы акварелью, по сырому, с последующей прорисовкой деталей.
III.
Нетрадиционные техники рисования (8 часов).
6

Теория – 1 час.
- Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Практика – 7 часов.
- Рисование нитью «Загадочный рисунок».
- Техника «печать листьями» с дорисовкой «Золотая осень» (используем осенние листья).
- Печатанье по трафарету при помощи поролона и зубной щетки - «Букет». Составление
композиции натюрморта при помощи трафаретов в технике печать и набрызг.
- Кляксография, рисуем коктейльными трубочками «Весеннее настроение».
IV.
Сюжетное рисование и иллюстрации к сказкам (34 часа).
Теория – 4 часа.
- В гостях у сказки. Знакомство с известными иллюстраторами любимых книжек Ю.Васнецов (2 часа).
- Сюжетное рисование и правила композиции (2 часа).
Практика – 30 часов.
- Выполняем иллюстрации к любимым книжкам, передаем характер сказочного героя.
Иллюстрирование: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др. (8 часов).
- Рисование на темы: «Осенний лес», «Дождик идет», «Подводный мир», «Красавица
зима», «Наши друзья - животные», «Новогодняя елка», «Узоры на окне», «Зимние
забавы», «Масленица», «Весенний сад», «Букет для мамы» и др. (22 часа)
V. Работа с пластилином (18 часов).
Теория – 2 часа.
- Знакомство с пластилином и правилами лепки.
Практика – 16 часов.
- Выполнение простейших упражнений с помощью основных форм (шар, куб, капля и
др.). Примерные задания: листья деревьев, фрукты, овощи, предметы быта, птицы и
животные (10 часов).
- Выполнение изображений в технике пластилинография (рисуем пластилином на
картонной основе). Примерные задания: «Дуб», «Вперед! К звездам!» (4 часа).
VI.
Работа с бумагой (20 часов).
Теория – 2 часа.
Рассказ «Из истории бумаги». Знакомство основными способами работы с бумагой.
Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания, работа с рваной бумагой.
Практика – 18 часов.
- Знакомство с аппликацией: выполнение работы по шаблону и по образцу. «Ритм и
симметрия», «Геометрический и растительный орнамент», «Узоры в полосе, круге и
квадрате», «Объемная аппликация», коллективные работы на темы: «Шляпа фокусника»,
«Зима», изготовление поздравительных открыток и т.д (12 часов).
- Знакомство с техникой оригами. Выполнение простых базовых форм оригами:
«Самолет», «Кораблик», «Журавлик», пальчиковый театр «Теремок» (6 часов).
VII. Знакомство с народным творчеством (20 часов).
Теория – 4 часа.
- Знакомство с дымковской росписью.
- Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
- Знакомство с обвинской росписью.
- Игрушки –обереги.
Практика – 16 часов.
- Выполняем элементы дымковской росписи «Барыня», «Лошадка» (3 часа).
- Украшаем сарафан для матрешки (1 час).
- Упражнения – элементы обвинской росписи, «Прялка» (5 часов).
- Изготовление кукол (7 часов).
VIII. Итоговые занятия (4 часа).
7

Теория – 2 часа. Закрепить и проверить знания обучающихся за год с помощью тестов,
викторины, игр.
Практика – 2 часа. Выставка творческих работ.
IX. Участие в выставках, конкурсах районного, краевого и всероссийского
уровней согласно текущих положений (10 часов).

Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- основные художественные материалы и технику их применения;
- основные цвета, цветовую гамму (теплые и холодные цвета);
- технику работы акварелью и гуашью;
- понятие композиция листа;
- основные приемы лепки, аппликации, техники оригами;
- о некоторых видах народного творчества (дымковская и обвинская роспись,
игрушки, обереги).
Учащиеся должны уметь:
- подготовить материал к работе, правильно организовать рабочее место,
работать с палитрой, смешивать цвета;
- полностью использовать площадь листа бумаги, передавать в рисунке
простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет
предметов;
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- правильно работать акварельными красками и гуашью;
- работать с образцами – копировать или на их примере создавать
собственные работы;
- работать с разными видами бумаги;
- изготовлять лепные изделия из пластилина;
- создавать изделия с различной росписью и игрушки.

8

Учебный план
(второй год обучения)
№
п/п

Название темы

теория

Количество часов
Формы
практик всего
аттестации/
а
контроля

I
II
III
IV
V

Введение.
Рисунок.
Живопись.
Работа с пластилином.
Работа с бумагой.

Декоративно-прикладное
творчество.
VII Уинский край – моя
малая родина.
VII Итоговые занятия.
I
IX Участие в выставках,
конкурсах.
ИТОГО:
VI

2
4
8
2
4

12
56
28
34

2
16
64
30
38

6

41

47

просмотр
просмотр
просмотр
просмотр,
выставка
выставка

2

3

5

зачет

1

3

4

выставка

-

10

10

конкурсы и
фестивали

29

187

216

Содержание
I.
Введение (2 часа).
Теория – 2.
- Введение в образовательную программу II года обучения.
- Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.
- Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
- Правила поведения и внутреннего распорядка в учебном кабинете.
II. Рисунок (16 часов).
Теория – 4 часа.
- Освоение графических материалов. Характер линии при создании различных образов.
Штрих. Усиление и ослабление тона. Превращение плоскости в объем.
Практика – 12 часов.
- упражнения на линии, разные по характеру, линейный рисунок различных деревьев;
- рисование штрихом (упражнения по штриховке, рисование животных);
- упражнения на усиление и ослабление тона, тоновой рисунок «Кошачья семейка»;
- рисование с натуры углем «Комнатные цветы»;
- простые формы: куб, шар, натюрморт из геометрических тел.
III. Живопись (64 часа).
Теория – 8 часа.
- О природе цвета. Основные характеристики цвета. Колорит. Живопись акварельными и
гуашевыми красками. Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт,
анималистический, сказочные сюжеты»,
Практика – 56 часов.
- Различные способы смешивания красок (механический и оптический).Упражнения.
- Акварель «по сырому» - пейзажи.
9

-Упражнения на получение дополнительных цветов из основных различными способами;
черный и белый цвет. Их взаимодействие с основными цветами. Композиция «Осень» из
палитры;
- Работа раздельным мазком. Упражнения на передачу движения, состояния, мазок по
форме, рисование точками, получение нужного цвета и нужного тона способом
раздельного мазка;
- Рисование на темы: «Летний вечер», «Моя семья», «Во дворе», «Деревенька», «Ритмы
города» и др.
IV. Работа с пластилином (30 часов).
Теория – 2 часа.
- Использование пластилина в декоре. Правила работы с пластилином.
Практика – 28 часов.
- Подбор материалов и инструментов. Подготовка пластилина к работе. Техника
выполнения аппликации из пластилина по образцу. Лепка плоскостных и полуобъёмных
элементов, объединение их в композицию. «Пряничный домик»
- «Полевые цветы» и др.
- «Жестовские подносы», (4 часа).
- «Сорока-белобока», (6 часов).
- «Зимний вечер» - пейзаж (8 часов).
- «Филин», (6 часов).
V. Работа с бумагой (38 часов).
Теория – 4 часа.
- Виды бумаги. Свойства. Основные приёмы работы. Знакомство с аппликацией:
плоскостная и объемная. Знакомство с понятием коллаж.
Практика – 34 часа.
- Аппликация: различные приемы работы с цветной и белой бумагой, составление
сюжетных композиций на различные темы: «Мой любимый цветок», «Осенняя
симфония», «Орнамент» и др. (8 часов)
- Объемная аппликация: различные приемы работы с цветной бумагой и картоном,
составление композиций на темы: «Кактус», «Одуванчики», открытки с объемными
цветами и др. (10 часов)
- Оригами: выполнение простых базовых форм треугольник (котенок, собачка, зайка).
Прыгающая модель «Лягушка», «Тюльпан», «Лилии». Сюжетные композиции:
«Аквариум» и др. (10 часов).
- Коллаж «Птицы», (6 часов).
VI. Декоративно-прикладное творчество (47 часов).
Теория – 6 часов.
- Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». Знакомство с
соленым тестом и правилами лепки. Просмотр изделий из пряжи и рассказ с
демонстрацией образцов. Знакомство с техникой витраж.
Практика – 41 час.
- Лепка из соленого теста и роспись готового изделия «Пряник с обвинской росписью» и
«Филимоновская игрушка», (7 часов).
- «Городецкие узоры», (8 часов).
- «Народная кукла» -игровые куклы, мячики, коник (10 часов).
- Работа с пряжей и нитками, изготовления помпонов и кисточек, куклы, плетеного
браслета. (10 часов)
- Работа в технике витраж, разработка эскиза и работа на стекле (6 часов).
VII. Уинский край – моя малая родина (5 часов).
Теория – 2 часа.
- «Здесь мы живем»: понятия «край», «малая родина».
Практика – 3 часа.
10

- «Наши традиции» живопись, гуашь, А3.
VIII. Итоговые занятия (4 часа).
Теория – 2 часа. Закрепить и проверить знания обучающихся за год с помощью тестов,
викторины, игр.
Практика – 2 часа. Выставка творческих работ.
IX. Участие в выставках, конкурсах районного, краевого и всероссийского
уровней согласно текущих положений (10 часов).

Ожидаемые результаты
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- элементарные свойства живописных и графических материалов;
- о названиях и отличительных чертах видов и жанров в искусстве;
- основы рисунка, характер линий и объемов в графических изображениях;
- различные способы смешивания красок и основы композиции;
- о понятии «край», «малая родина».
- основные аппликации, техники оригами и работать в технике коллаж;
- о некоторых видах народного творчества (филимоновская, городецкая и
обвинская роспись, игрушки, обереги).
учащиеся должны уметь:
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
- выявлять композиционный центр композиции;
- владеть первыми навыками штриховки;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения:
изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних –
выше, передние предметы крупнее удаленных;
- создавать работы в технике аппликация, оригами, художественная роспись,
лепка из соленого теста и пластилина, витраж и др.

11

Учебный план
( третий год обучения)
№
п/п

Название темы

I
II
III
IV

Введение.
Рисунок.
Живопись.
Декоративноприкладное творчество.
Композиция.

2
4
4
8

24
38
38

2
28
42
46

6

42

48

Основы дизайна.
Пленэр.
Итоговые занятия.

4
1

24
8
3

28
8
4

Участие в выставках,
конкурсах.
ИТОГО:

-

10

10

29

187

216

V
VI
VII
VII
I
IX

теория

Количество часов
практика
всего

Формы
аттестации/
контроля
просмотр
просмотр
просмотр
просмотр,
выставка
выставка
просмотр
зачет,
выставка
конкурсы и
фестивали

Содержание
I.
Введение (2 часа).
- Введение в образовательную программу III года обучения.
- Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.
- Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
- Правила поведения и внутреннего распорядка в учебном кабинете.
II.
Рисунок (28 часов).
Теория – 4 часа.
Превращение плоскости в объем. Изучение градаций светотени, возможностей тона в
рисунке. Начальные сведения о пропорциях человеческой фигуры. Знакомство с
перспективой.
Практика – 24 часа.
- Возможности создания штрихом объема предмета (штрих по форме). Упражнения.
- Передача светотени. Натюрморт из 2-х предметов несложной формы углем.
- Изучение пропорций фигуры человека. Схема.
- Изучение пропорций фигуры животных, особенности движения. Схема.
- Наброски людей с натуры; наброски человеческой фигуры в движении.
- Зарисовки животных и птиц в различных позах.
- Зарисовки лиц с передачей мимики.
- Перспективное изображение «Город».
III.
Живопись (42 часа).
Теория – 4 часов.
- Повторить понятия: «локальный цвет», «цветовая гамма», «этюд». Основные
характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота, цветовой контраст.
Практика – 38 часов.
- Этюды овощей и фруктов с натуры.
12

- Этюды в тёплой и холодной цветовой гамме в технике акварель и гуашь.
- Этюды отдельных цветов, овощей, фруктов разной формы, цвета на различных фонах.
- Этюды драпировок в вертикальном и горизонтальном положении с небольшим
количеством складок.
- Декоративный натюрморт в технике гуашь.
- Сюжетное рисование: «Летний вечер», «Лесные жители», «Семейные традиции» и
«Друзья» др.
IV.
Декоративно-прикладное творчество (46 часов).
Теория – 2 часа.
-Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы» - роспись и
народная текстильная кукла. Знакомство с пластикой и правилами лепки. Просмотр
изделий из фоамирана и фетра и рассказ о новых материалах с демонстрацией образцов.
Знакомство с техникой «вытынанка» и плетение из газет.
Практика – 44 часа.
- Лепка из пластики «Украшения», (4 часа).
- Роспись «Городецкие узоры», «Обвинская роспись», «Урало-сибирская» художественная
роспись по дереву, составление и выполнение композиции самостоятельно, роспись
изделия «Досочка», (8 часов).
- Аппликация в технике «вытынанка» - открытка, (4 часа).
- «Народная кукла» - кукла-берегинюшка, пеленашка, крупеничка (10 часов)
- Изделия из фоамирана и фетра «Брошь», «Цветок» (4 часа)
- Изготовление трубочек из газет, затем плетение изделий «Звезда» и «Сердце», (8 часов).
- Работа в технике витраж, разработка эскиза и работа на стекле (6 часов).
V.
Композиция (48 часов).
Теория – 6 часов.
- Вводная беседа о предмете «Композиция». Основные понятия композиции. Правила,
приёмы и средства композиции. Передача ритма, движения и покоя. Композиционный
центр. Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие в композиции.
Практика – 42 часа.
- Тематическое рисование: «Уинское – село моё родное», «Семья», «На спортивных
соревнованиях», «Человек и животное», иллюстрация к литературным произведениям
А.С.Пушкина и др.
- Композиция в технике коллаж.
VI.
Основы дизайна (28 часов).
Теория – 4 часа.
- Понятия: «дизайн», «дизайнер», «стиль», «стилизация».
Практика – 24 часа.
- Стилизация природных форм – растений, рыб или насекомых, (6 часов).
- Создание орнамента стилизованных форм с помощью капелек, кружочков, сердечек и
дуг с помощью гелиевой ручки, (6 часов).
- Составление композиций для декора помещений: подсвечник, праздничное украшение
для стола, открытка, приглашение на праздник и др.(12 часов).
VII. Пленэр (8 часов).
Практика – 8 часов.
- Зарисовки и этюды цветов и трав (4 часа).
- Этюды цветущих растений (одуванчиков) в среде (2 часа).
- Этюды и зарисовки различных отдельно стоящих деревьев (2 часа).
VII. Итоговые занятия (4 часа).
Теория – 2 часа. Закрепить и проверить знания обучающихся за год с помощью тестов,
викторины, игр.
Практика – 2 часа. Выставка творческих работ.
13

IX. Участие в выставках, конкурсах районного, краевого и всероссийского
уровней согласно текущих положений (10 часов).

Ожидаемые результаты
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- о разных видах искусства, нескольких представителей этих видов и их
произведения;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке
схода и т.д.
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание
оттенков света, колорит);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве;
- основы декоративно-прикладного искусства и дизайна;
учащиеся должны уметь:
- с натуры и по представлению передавать пропорции человека, животного,
их характерные позы;
- выполнять краткосрочные живописные этюды и длительные поэтапные
работы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- создавать декоративные работы в различных техниках (аппликация, витраж,
роспись по дереву), составлять композиции из различных материалов для
декора помещений.
- реализовать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебнотворческой деятельности;
- воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка
(рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции).

14

Учебный план
( четвертый год обучения)
№
п/п

Название темы

Введение.
Рисунок.
Живопись.
Декоративно-прикладное
творчество.
V Композиция.
VI Перспектива.
VII Основы дизайна.
VII Пленэр.
I
IX Итоговые занятия.
I
II
III
IV

Х

Участие в выставках,
конкурсах.
ИТОГО:

теория

Количество часов
практика всего

Формы
аттестации/
контроля

2
2
4
4

24
44
38

2
26
48
42

просмотр
просмотр
просмотр

2
2
2
-

24
16
26
12

26
18
28
12

просмотр
просмотр
выставка
просмотр

1

3

4

-

10

10

защита
творческой
работы
конкурсы и
фестивали

21

195

216

Содержание
I.
Введение (2 часа).
Теория – 2.
- Введение в образовательную программу IV года обучения.
- Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.
- Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
- Правила поведения и внутреннего распорядка в учебном кабинете.
I.
Рисунок (26 часов).
Теория – 2 часа.
Превращение плоскости в объем. Светотень, возможностей тона в рисунке.
Практика – 24 часа.
- Возможности создания штрихом объема (штрих по форме). Драпировка.
- Натюрморт «Полевые цветы», уголь.
- Передача светотени. Бытовой натюрморт из 3-х предметов несложной формы.
- Наброски людей с натуры; наброски человеческой фигуры в движении.
II.
Живопись (48 часов).
Теория – 2 часа.
- понятия формат, ритм, тон, декоративность; понятия целого и детали, колористической
целостности листа.
Практика – 46 часа.
- Этюды фруктов и букетов осенних цветов на различных фонах. Освещение разное.
- Фрагмент интерьера с растениями.
- Этюды драпировок в вертикальном и горизонтальном положении с небольшим
количеством складок.
15

- Декоративный натюрморт.
- Итоговый натюрморт из предметов разной формы, материала и цвета.
- Сюжетное рисование: «Летний пейзаж», «Осенние краски», «Животный мир» и др.
III.
Декоративно-прикладное творчество (42 часа).
Теория – 4 часа.
-Знакомство с новыми материалами и техниками. Просмотр презентаций и наглядных
пособий.
Практика – 38 часов.
- Лепка из пластики «Магниты» (2 часа).
- Различные приемы работы с цветной и белой бумагой, составление сюжетных
композиций в технике «вытынанка» (8 часов).
- Изготовление сюжетных композиций из тряпичных кукол. (8 часов)
- Изделия из фоамирана «Цветочная композиция» и фетра «Подставка» и др. (10 часов)
- Изготовление трубочек из газет, затем плетение корзинки (10 часов).
IV.
Композиция (26 часа).
Теория – 2 часа.
- Повторение правил, приёмов и средств композиции.
Практика – 24 часа.
- Орнаментальная композиция (4 часа).
- Выполнение композиций, используя нетрадиционные техники рисования. Упражнения
- Тематическое рисование: «Замок», «Морские волны» или др.(8 часов)
- Композиция в технике коллаж (10 часов).
VI. Перспектива (18 часов).
Теория – 4 часа.
- Знакомство со средствами линейной и воздушной перспективы. Схемы.
Практика – 14 часов.
- Перспективное изображение комнаты и размещенных в ней предметов. Завершение
работы в легком тоне.
VII. Основы дизайна (28 часов).
Теория – 2 часа.
- Понятия: «дизайн», «декорирование», «стилизация».
Практика – 26 часа.
- Стилизация природных форм – растений, рыб или насекомых (6 часов).
- Составление композиций для декора помещений: гирлянды, праздничное украшение для
стола, панно-вышивка, авторская кукла и др.(20 часов).
VIII. Пленэр (12 часов).
Практика – 12 часов.
- Зарисовки отдельных деревьев и их деталей. Этюд группы деревьев и кустарников.
- Этюд пейзажа с ограниченным пространством (в два плана), с ярко выраженным первым
планом.
- Рисунок несложной постройки или её части.
- Этюд пейзажа с несложной деревянной постройкой (домом, сараем и т.п.).
- Зарисовка несложного сельского пейзажа (4 часа).
IX.
Итоговые занятия (4 часа).
Теория – 2 часа. Закрепить и проверить знания обучающихся за год с помощью тестов.
Практика – 2 часа. Выставка творческих работ.
X. Участие в выставках, конкурсах районного, краевого и всероссийского
уровней согласно текущих положений (10 часов).

16

Ожидаемые результаты
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
- правила, приемы композиции и использовать их в работе;
- средства линейно-воздушной перспективы;
- как выделять главное и добиваться колористического единства работы;
- как последовательно и цельно вести работу цветом.
учащиеся должны уметь:
- использовать в работе технические приёмы акварели (a la prima, по сырому,
лессировки);
- совершенствовать технику работы
- развивать сознательное отношение к этюду, эскизу, умение
последовательно и цельно вести работу цветом;
- передавать в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека,
её движение и характер;
- выполнять краткосрочные живописные этюды и длительные поэтапные
работы;
- создавать декоративные работы в различных техниках (вытынанка,
плетение из газет, набивная ткань), составлять композиции из различных
материалов для декора помещений.
- реализовать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебнотворческой деятельности.
Системы отслеживания результатов
Отслеживание результатов является важной частью реализации
программы. Способы и методики определения результативности
образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены
на:
- определение степени развития творческих способностей каждого ребенка;
- определение уровня усвоения образовательной программы;
- определение уровня личностного развития учащегося.
В систему отслеживания результатов входит предварительная,
промежуточная и итоговая аттестации.
Формы контроля:
- конкурсы, викторины;
- анкетирование;
- тестирование;
- контрольные упражнения;
- просмотры работ;
- итоговые выставки.
17

Предварительная диагностика по данной программе обеспечивается
педагогическим
наблюдением
за
действиями
обучающихся
и
дифференцированным диагностическим опросом о мотивах посещения
кружка (освоения программы), об опыте художественно-творческой
деятельности.
Промежуточный контроль связан с наблюдением за творческой
деятельностью обучающихся, их эмоциональным состоянием и анализом
результатов
выполнения
практического
задания.
Выполнение
практического задания оценивается по уровням освоения программы
(высокому, среднему, низкому), с учетом возрастных особенностей и
опирается на специально разработанный критериальный аппарат (см.
ниже).
Итоговая
аттестация представляет
собой
представление
обучающимся своей творческой работы-проекта и включает в себя ее
публичную защиту.
Оценочные материалы
Пример педагогического наблюдения и диагностики
образовательных результатов
№ Ф.И.О.
Критерии
обучающегося
Техника
Сочетание
Композиционное
выполнения
цветовой
решение
гаммы

Показатели критериев по уровням:
- Техника выполнения (высокий уровень - владеет изученными
техниками, изделия ровные, аккуратные; средний уровень - владеет
изученными техниками, уровень выполнения недостаточно аккуратный;
низкий уровень плохо владеет техниками, изделия не ровные, много
погрешностей).
- Сочетание цветовой гаммы (высокий уровень - свободно подбирает
цвета по цветовой гамме; средний уровень - подбирает цвета с помощью
педагога; низкий уровень - не умеет подбирать цвета по цветовой гамме).
- Композиционное решение (высокий уровень - составление и выполнение
композиции соответствует правилам; средний уровень - затрудняется в
18

создании композиции; низкий уровень - не умеет и не видит правильного
композиционного решения).
Условия реализации программы
Успех в достижении поставленных целей и задач программы во многом
зависит от того, какие педагогические технологии, формы, методы и приемы
используются педагогом. Развитие творческих способностей обучающихся,
формирование знаний, умений, навыков осуществляется в обстановке
сотрудничества обучающихся и педагога.
Для творческого и интеллектуального развития детей необходимо
организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в
процессе поиска, размышлений, сопоставления уже имеющихся знаний.
Такое обучение является развивающим и считается наиболее эффективным
при обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение: кабинет №26
2. Приборы и оборудование: доска металлическая, столы, стулья, шкафы,
ноутбук, проектор.
3. Инструменты и материалы: ножницы, карандаши простые, карандаши
цветные, кисточки, краски акварельные и гуашевые, ластик, линейки,
маркеры, пастель, баночки для воды, пластилин, доски для лепки,
бумага акварельная и чертежная, палитры.
4. Наглядные и раздаточные пособия:
- методические разработки по темам,
- иллюстрации,
- книги,
- бытовая утварь для составления натюрмортов,
- электронные видео и презентации.

19

Список литературы
Литература для педагога:
1. Баталова И.К. Роспись по дереву. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с., цв. ил
2. Грей П. Рисуем пейзажи – М: «ЭКСМО», 2011.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной
школе. 1-2 кл.- М.: Дрофа, 1997. – 96 с.: ил.
4. Медуэй Дж. Акварель - М: ООО «Издательство АСТ» 2004
5. Мосин И.Г. Рисование. Екатеринбург. У-Фактория, 1998 г., 118 с., цв. ил.
6.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8
кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996. – 96с.: цв. ил.
7.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8
кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996. – 80с.: цв. ил.
8.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8
кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996. – 80с.: цв. ил.
9.
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология
народных художественных промыслов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с., 16 с.,
ил.
10. Смит С. Рисунок. Полный курс. Учебное пособие по рисованию. _ М.:
ООО «Издательство Астрель», 2001. – 160 с.: ил.
11. Воронова О. Лучшая книга для домашнего декоратора. – М.:
Эксмо,2008. – 64 с., цв. ил.
12. Люцкевич Д.А. Роспись по стеклу. – М.: Эксмо, 2008. – 64 с.: ил.
13. Красивая мозаика. Идеи для дома / Перевод с нем. Степановой А.Н. –
М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 64 с.: цв. ил.
14. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. –
М.: Эксмо, 2008. – 64 с.: ил.
15. Талавира Н. Прелюдия к натюрморту. Методическое пособие по цвету.
– Пермь: Меркурий, 2011. – 50 с.: ил.
16. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста. – М.: Эксмо, 2009.- 144 с.: ил.
17. Фенвик. К. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты:
пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 175 с.: ил.
18. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.: ил.
19. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,
2009. – 192 с. + 8, ил.
Литература для обучающихся:
1. Большой самоучитель рисования / Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н.
Веденеевой, А. Евсеевой. –М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
20

2. Запаренко В.С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.:
«Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 240с.
3. Диброва А. Поделки из соленого теста. – Харьков: Книжный клуб «Клуб
Семейного досуга», 2011. – 64 с.: ил.
4. Шквыря Ж.Ю. Поделки из бумаги. – Харьков: Книжный клуб «Клуб
Семейного досуга», 2011. – 64 с.: ил.
5. Величко Н.В. Поделки из пластилина. – Харьков: Книжный клуб «Клуб
Семейного досуга», 2011. – 64 с.: ил.

21

Календарный учебный график
на 2023 - 2024 учебный год
Год
обучения
1 год
обучения

Дата
начала
занятий
01.09.2023

3 год
обучения

01.09.2023

4 год
обучения

01.09.2023

Дата
Количество Количество
Режим
окончания
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
часов
20.05.2024
36
144
2 раза в
неделю
по 2 часа
20.05.2024
36
216
3 раза в
неделю
по 2 часа
20.05.2024
36
216
3 раза в
неделю
по 2 часа

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».