ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол от 31.08.2023 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБУ ДО «Уинская ДШИ»
от 31.08.2023 № 514
_________В.И. Максимова
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
в Муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
(МБУ ДО «Уинская ДШИ»)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБУ ДО «Уинская ДШИ» (далее –
Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-p об
утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ и определяет порядок организации наставничества в учреждении дополнительного
образования.
1.2. Положение определяет цели, задачи и порядок организации наставничества в
Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Уинская детская
школа искусств» (далее – ДШИ).
1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу и деятельности ДШИ. Решение об освобождении наставника
и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях
плана реализации персонализированной программы наставничества принимает директор
ДШИ в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в ДШИ и замены их отсутствия.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:
2.1. Наставничество - форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей
лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
2.2. Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в
заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
2.3. Наставник - педагогический работник, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого,
назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в
отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной
организации.
2.4. Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт,
развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои затруднения.
2.5. Куратор – сотрудник ДШИ, который отвечает за реализацию программы
наставничества.
2.6. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
3. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
3.1. Основными принципами наставничества педагогических работников являются:
принцип научности, предполагающий применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности, нацеленный на разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы дополнительного образования на разных уровнях;
принцип легитимности, подразумевающий соответствие деятельности по реализации
программы наставничества действующему законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности, характеризующий приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений,
уважение к личности наставляемого и наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
принцип аксиологичности, характеризующий формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
принцип личной ответственности, определяющий ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности к внедрению практик наставничества, его
результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества, направленный на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
принцип равенства, признающий, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный
социальный
статус
педагога
(преподавателя/концертмейстера)
с
соответствующей системой прав, обязанностей и ответственности, независимо от
ролевой позиции в наставничестве.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
4.1. Цель наставничества педагогических работников в ДШИ – реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей
непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию членов педагогического коллектива, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
4.2. Задачи наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в ДШИ психологически комфортной образовательной среды
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального,
творческого потенциала членов педагогического коллектива путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников ДШИ, системы их научно-методического
сопровождения;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в
том числе молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности в ДШИ, ознакомление с традициями и укладом школьной
жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные и
должностные обязанности;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе
ДШИ, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно
выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень.
5. ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
5.1. В ДШИ возможно применение разнообразных форм наставничества («педагог
– педагог», «директор ДШИ – педагог», «завуч – педагог», «работодатель – студент»,
«педагог – молодой педагог ДШИ» и др.) по отношению к наставнику или группе
наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости
от запланированных эффектов.
5.2. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между
наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников,
делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
5.3. Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
5.4. Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
5.5. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
5.6. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную
ситуацию, значимую для его подопечного.
5.7. Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/ компетентным
лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными
общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают
формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на
основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и
личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный –
равному»).
5.8. Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие
между более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по
определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
5.9. Форма наставничества «педагог – педагог» – способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«педагог-профессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
5.10. Форма наставничества «директор ДШИ – педагог» - способ реализации
целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«руководитель – педагог», нацеленную на совершенствование образовательного процесса
и достижение желаемых результатов руководителем ДШИ посредством создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических,
психологопедагогических условий и ресурсов.
5.11. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
профессиональный профиль или личный опыт наставника должны соответствовать
запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
5.12. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом директора ДШИ.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
6.1. Наставничество организуется на основании приказов директора ДШИ, в том
числе «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников
в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Уинская
детская школа искусств».
6.2. Наставники подбираются из числа преподавателей ДШИ, пользующихся
авторитетом в коллективе, имеющих педагогический стаж и опыт работы по профессии
(специальности) не менее трех лет, обладающих высокими профессиональными и
моральными качествами.
6.3. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы.
6.4. Срок наставничества устанавливается на усмотрение директора ДШИ, в
зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
6.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с
обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
6.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом ДШИ.
6.7. Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
на иную должность;
письменное заявление наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей; возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению
наставничества.
6.8. Замена наставника осуществляется приказом ДШИ.
6.9. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, наставник составляет индивидуальный план прохождения наставничества
(далее - индивидуальный план).
6.10. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана, содержащий рекомендации по дальнейшему
профессиональному развитию наставляемого.
6.11. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества директор
ДШИ вправе предусмотреть:
объявление благодарности, награждение почетной грамотой ДШИ, вручение ценного
подарка;
представление к государственным и ведомственным наградам;
помещение фотографии наставника на доску почета ДШИ;
внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации).
6.12. Директор ДШИ:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в ДШИ;
издает локальные акты ДШИ о внедрении (применении) системы (целевой модели)
наставничества и организации наставничества педагогических работников в ДШИ;
утверждает куратора (ответственного) за реализацию программ наставничества,
способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает план мероприятий по реализации Положения о наставничестве
педагогических работников в ДШИ;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах
по проблемам наставничества и т.п.);
способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших
практик наставничества педагогических работников.
6.13. Куратор (ответственный) по реализации программ наставничества:
назначается директором ДШИ из числа заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
ДШИ педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в
качестве наставляемых;
предлагает директору ДШИ кандидатуры для утверждения состава школьного
методического объединения наставников (при необходимости его создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в ДШИ;
ведет персонифицированный учет наставников и наставляемых, в том числе в
цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта
ДШИ/страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее
успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим
объединением наставников;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе
на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из
других образовательных организаций дополнительного образования;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
организует совместно с директором ДШИ мониторинг реализации системы
наставничества педагогических работников;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в ДШИ, оценку вовлеченности педагогов в различные формы
наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует
итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников ДШИ;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения.
6.14. Методическое объединение наставников (при его наличии):
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в ДШИ;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы)
наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание,
методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация
урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение
наставляемых и наставников и т.п.);
разрабатывает, апробирует
и
реализует
персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и
групп педагогических работников;
принимает
участие
в
разработке методического
сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников
ДШИ;
осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества
к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научнопрактическим конференциям, фестивалям и т.п.;
осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое обеспечение
реализации персонализированных программ наставничества в ДШИ;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
является
открытой
площадкой
для
осуществления
консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
совместно с директором ДШИ, куратором реализации программ наставничества
участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения
наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных
программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) ДШИ и
социальных сетях (совместно с куратором/ответственным).
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
7.1. Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
ДШИ с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
обращаться с заявлением к куратору/ответственному, директору ДШИ с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
7.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской
Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами ДШИ при
осуществлении наставнической деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами ДШИ, осуществляющими работу
с наставляемым по программе наставничества (методический совет, педагогический
совет и др.);
осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива
ДШИ,
содействовать
расширению
его
общекультурного
и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
8.1. Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников ДШИ;
обращаться к куратору/ответственному и директору ДШИ с ходатайством о замене
наставника.
8.2. Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и
локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность,
деятельность в сфере наставничества педагогических работников ДШИ;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и распоряжения директора
ДШИ;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
ДШИ;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и
профессиональных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором
ДШИ и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами ДШИ.