Рабочая программа по уч.предмету ХОР

Управление образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
МБУ ДО «Уинская ДШИ»
от ___._______2024г.
протокол №________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
__________________В.И. Максимова
«__»____________2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (ФОРТЕПИАНО,
БАЯН)», «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ХОР»
срок обучения - 4 года

Составитель:
Митрофанова Ольга Владимировна
преподаватель МБУ ДО
«Уинская ДШИ»

с.Уинское, 2024

Организация –разработчик:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Уинская
детская школа искусств»

Составитель:
Митрофанова О.В., преподаватель МБУ ДО «Уинская ДШИ»

Программа по учебному предмету «Хор» составлена:
в соответствии с
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ.
на основе:
 Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств (Письмо Министерства культуры РФ от 19 ноября 2013 г. N
191-01-39/06-ГИ)


Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в
области музыкального искусства «Хор» для детских музыкальных
школ и музыкальных отделений детских школ искусств Министерства
культуры РФ научно-методического центра по художественному
образованию.
Составитель:
О.В. Шиянова – преподаватель хорового класса МБОУ ДОД «Детская
школа искусств» Ровеньского района Белгородской области

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Вокальное коллективное пение в детской школе искусств занимает важное место в
системе музыкального воспитания и образования. Коллективное пение развивает
художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор,
способствует повышению культурного уровня, развитию творческого потенциала
учащихся.
Коллективное вокальное пение - эффективнейшее средство воспитания не только
эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно
наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого
голоса, чувство ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует
росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально - хоровую культуру.
Задача руководителя вокального ансамбля – привить детям любовь к коллективному
пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом
коллективном музицировании.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием
вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблевым строем, дикцией),
постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой
всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты,
как всего произведения, так и отдельных его частей.
В вокальном ансамбле
должна быть создана атмосфера
творчества, дружбы,
ответственность каждого за результаты общего дела.
Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в
свои силы, воспитывает чувство взаимопомощи, ибо именно в этом залог высоких
художественных результатов.
2. Срок реализации учебного предмета «Хор» - 4 года.
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета
Объём аудиторной учебной нагрузки за весь период обучения составляет 264 часа. Объём
внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся составляет 0,5 часа в неделю.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 6 человек).
Продолжительность урока – 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
-создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в
области музыкальной культуры и вокального искусства, развитие у детей способностей к
созданию художественного исполнительского образа.
Основные задачи программы
Обучающие:
 приобретение и расширение знаний об основах музыкальной грамотности,
физиологии голосового, речевого, опорно-двигательного и дыхательного
аппаратов;
 формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного
звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции, мягкой
атаки звука, чистой интонации;
 формирование навыка адекватного и выразительного исполнения;
3




обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства;
обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, творческой
деятельности и самообразования.
Развивающие:
 развитие пластической выразительности, чувства ритма и координации
движений;
 развитие творческого мышления детей;
 развитие активности детей и самостоятельности обучения;
 укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
Воспитательные:
 формирование общей культуры личности ребенка, способной
адаптироваться в
современном обществе;
 формирование музыкально-эстетического вкуса обучающихся;
 воспитание уверенности в себе;
 укрепление физического и духовного здоровья детей;
 создание комфортного психологического климата;
6. Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая
организация целого);
 прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов, вокальных
ансамблей для повышения общего уровня развития обучающихся;
 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учётом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Данные методы работы являются традиционными, проверенными, наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Хор», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
Продолжительность учебных занятий (в
33
33
33
33
неделях)
Количество часов на аудиторные занятия (в
2
2
2
2
неделях)
Общее количество часов на аудиторные
264
занятия
Количество часов на самостоятельную работу
0,5
0,5
0,5
0,5
(в неделю)
Общее количество часов на самостоятельную
16,5
16,5
16,5
16,5
работу (по годам)
Общее количество часов на внеаудиторную
66
(самостоятельную) работу
4

Максимальное количество часов занятий в
неделю ( аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное количество часов по
годам ( аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения

2,5

2,5

50,5

50,5

2,5

2,5

50,5

50,5

202

Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету
«Хор» определяется с учётом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания, подготовка к
концертным выступлениям, посещение учреждений культуры (филармонии, театров,
концертных залов и др.), участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно – просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Хор делится на следующие группы:
младший хор: 1-3 классы
старший хор: 4 класс
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы
занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более
продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному
развитию каждого ребенка.
Учебно-тематический план
Младший хор, 1-3 классы
№
Наименование
п/п раздела, темы
Певческая установка
Дыхание
Звукообразование
Дикция
Вокально-хоровые
упражнения
6.
Строй, ансамбль
7.
Исполнительские
навыки
Итого:
1.
2.
3.
4.
5.

Старший хор 4 класс
№
Наименование
п/п раздела, темы

1.
2.
3.
4.

Певческая установка
Дыхание
Звукообразование
Дикция

Вид
Общий объем времени (в часах)
учебного Максимальная Самостоятельзанятия
учебная
ная работа
нагрузка
Урок
8
4
Урок
14
4
Урок
13
5
Урок
14
4
Урок
16
6
Урок
Урок

Аудиторные
занятия
4
10
10
10
10

14
18

4
6

10
12

99

33

66

Вид
Общий объем времени (в часах)
учебного Максимальная Самостоятельзанятия
учебная
ная работа
нагрузка
Урок
8
4
Урок
14
4
Урок
13
5
Урок
14
4

Аудиторные
занятия
4
10
10
10
5

Вокально-хоровые
упражнения
6.
Строй, ансамбль
7.
Исполнительские
навыки
Итого:
5.

Урок

16

6

10

Урок
Урок

14
18

4
6

10
12

99

33

66

Годовые требования по классам
1 КЛАСС
Основная задача – воспитание интереса к вокально – хоровой музыке и развитие
начальных хоровых навыков у детей.
Для начального этапа работы отбираются песни, которые бы обеспечивали элементарное
певческое развитие у детей.
Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Воспитание навыков правильного вдоха и выдоха. Спокойный, без напряжения вдох.
Одновременный вдох перед началом пения. Плавный и экономный выдох во время
фонации.
Певческая артикуляция и дикция.
Правильная организация артикуляционного аппарата при пении: полная свобода всех
органов артикуляции; чёткая согласованность и максимальная активизация (полная
свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), естественно открытый
рот. Развитие дикционных навыков в умеренном темпе. Гласные и согласные, их роль в
пении.
Певческое звуковедение.
Естественный, свободный звук, без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно
мягкая атака звука. Правильное формирование и округление гласных. Пение лёгким,
светлым звуком, добиваясь головного звучания. Пение non legato и legato. Нюансы mf и
piano.
Ансамбль и строй.
Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и
устойчивость интонации (чистота унисона); умение прислушиваться к голосам поющих,
не выделяться из общего звучания. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение
динамической ровности при произнесении текста.
2 КЛАСС
Певческое дыхание.
Выработка навыка бесшумного и равномерного дыхания и умения постепенно
распределять на музыкальную фразу. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения;
различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное,
но также активное в медленных).
Певческая артикуляция и дикция.
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности
артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ, языка. Взаимоотношение
гласных и согласных в пении; отнесение согласных к следующему слогу; короткое
6

произношение согласных в конце слова. Знание и понимание общего содержания и
характера литературного текста; осмысленность произношения текста.
Певческое звуковедение.
Закрепление навыков по формированию гласных. Углублённая работа над кантиленой,
владением легато, но возможно освоение приёмов нон легато.
Ансамбль и строй.
Постепенное расширение задач: чистое и выразительное интонирование ступеней лада;
формирование ладового чувства – тяготение ступеней лада. Интонирование произведений
в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм). Устойчивое интонирование одноголосного пения при аккомпанементе с различной
фактурой музыкального произведения.
3 КЛАСС
Учащиеся наряду с унисоном пробуют петь простейшие двухголосные песни.
Расширяется диапазон коллектива, сила его звучания, становится сложней репертуар.
Изучаются песни различной степени сложности, разные по характеру, контрастные. В
программу включаются народные песни, произведения русских и зарубежных классиков.
Певческое дыхание.
Закрепление начальных певческих навыков. Певческая установка: положение головы,
корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения. Начало звука. Дыхание перед
началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Знакомство с навыками цепного
дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном дыхании»).
Певческая артикуляция и дикция.
Закрепление навыков, полученных в 1-ом и 2-ом классах. Выработка навыка активного и
чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных
темпах. Сохранение дикционной активности при нюансе пиано. Установление логики
поэтической фразы и отдельного слова (выявление определяющих фраз, слов, слогов;
логические вершины текста в сопоставлении с мелодической структурой; расстановка
цезур).
Звуковедение.
Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение певческого аппарата.
Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, протяжённость отдельных
звуков, пение закрытым ртом. Высокая вокальная позиция. Пение нон – легато и стаккато.
Красота и естественность звучания голоса.
Ансамбль и строй.
Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа – певца, игра «эхо»;
чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение
мелодии целиком по очереди группами хора. Навыки пения двухголосия с
аккомпанементом. Лёгкие примеры а капелла.

7

4 КЛАСС
В 4-м классе совершенствуются навыки двухголосного пения с элементами трёхголосия,
полифонического склада, также пение а капелла. С развитием музыкально – певческих
навыков усложняются и произведения.
Певческое дыхание.
Закрепление навыков, полученных в 1-3 классах. Задержка дыхания перед началом пения.
Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование
навыков «цепного дыхания»: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках
или аккордах в несколько тактов. Работа над дыханием как важным факторов
выразительного исполнения.
Певческая артикуляция и дикция.
Закрепление навыков, полученных в 1 -3 классах. Выработка навыка активного и чёткого
произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.
Сохранение дикционной активности при разных нюансах. Установление логики
поэтической фразы и отдельного слова (выявление определяющих фраз, слов, слогов;
логические вершины текста в сопоставлении с мелодической структурой; расстановка
цезур).
Звуковедение.
Выравнивание тембрального звучания голоса по всему диапазону. Плавность регистровых
переходов. Звонкость, «полётность», ровность звука. Близкая вокальная позиция.
Сочетание различных штрихов в пении (стаккато, нон легато, легато, маркато),
предпочтение кантиленному звучанию, владение динамическим диапазоном.
Ансамбль и строй.
Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с
различными средствами музыкального языка.
Выработка чистой интонации и выразительного исполнения при двух, трёхголосном
пении; параллельно продолжая работу над одноголосием, т. к. пением в унисон
наилучшим образом развивает чувство ансамбля (слитность, стройность, ритмическую и
дикционную чёткость, динамическую гибкость и т. д.), без которого не может быть
хорошего строя. Владение навыками пения без сопровождения. Работа над чистотой
интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй), достижение
гармонического ансамбля.
Исполнительские навыки.
Анализ литературного текста (содержание, его тема, идея, образы). Грамотное чтение
нотного текста по партиям и партитурам. Музыкально- теоретический разбор в пределах
знаний учащихся. Например: строение мелодии, ритмические особенности, интервальное
соотношение голосов, аккорды, лад, тональность, смена лада, форма и пр. Фразировка,
вытекающая из музыкального и текстового содержания. Выразительность и
эмоциональность исполнения; нюансы от пианиссимо до форте; кульминация.
Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго
размеренном темпе, составление двух темпов (медленный и быстрый), замедление в конце
произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста.
В 1-м и 2-ом классах – элементарные требования (указание дирижёра: «Внимание»,
«дыхание», «начало», «окончание пения»). Понимание требований, касающихся
агогических, и динамических изменений.
В 3-м и 4-м классах – сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра, касающихся
художественно – исполнительского плана произведения.
8

Примерный репертуарный план для 1 класса.
Русские народные песни: «А я по лугу» (обр. В. Агафонникова)
«Ходила младешенька по борочку» (обр. Н. Римского – Корсакова)
«Как на тоненький ледок» обр. Т. Попатенко
«На горе- то калина» (обр. А. Новикова)
«Утка и утята» (обр. П. И. Чайковского)
Укр . нар. п. «Ой, весна воротилась» (обр. Е. Туманян)
Калинников В. «Киска»
«Тень – тень»
Кюи Ц. «Мыльные пузыри»
«Котик и козлик»
Лядов А. «Мороз»
«Колыбельная»
Бах И. С. «За рекою старый дом»
Бетховен Л. «Малиновка»
Гайдн Й. «Старый добрый клавесин»
Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»
Струве Г. «Колобок»
Абелян Л. «Про меня и муравья»
«Я красиво петь могу»
Иванников В. «Самая хорошая»
Колпышева Л. «Кваданс»
Сибирцева Л. «Весёлый городок»
Примерный репертуарный план для 2 класса.
Русские народные песни: «У меня ль во садочке» (обр. Н. Владыкиной – Бачинской)
«Вдоль да по речке»
«Как по лугу»
«Как у наших у ворот» (обр. А. Луканина)
«Пойду ль я, выйду ль я» (обр. В. Попова)
«Перед весной» (обр. В. Попова)
«Комарочек» (обр. А. Абрамского)
Укр. нар. п. «Веснянка» (обр. А. Луканина)
«Сад» (редакция Цыганова В.)
Моцарт В. «Колыбельная песня»
«Цветы»
Гайдн И. «Мы дружим с музыкой»
Мусоргский М. «Вечерняя песня»
Кюи Ц. «Птичка»
«Майский день»
Чайковский П. «Осень»
Гречанинов А. «Снежинки»
«В лесу»
Дубравин Я. «Светлячок»
«Я речку переплыл»
Баневич С. «Земля детей»
Струве Г. «Моя Россия»
Ройтерштейн «Хоровые забавы»

9

Примерный репертуарный план для 3 класса.
Русские народные песни:
«Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского - Корсакова)
«Весной»
«Речка» (обр. П. И. Чайковского)
«Со вьюном я хожу» (обр. С. Благообразова)
«Скворцы прилетели» (обр. И. Пономарькова)
Кюи Ц. «Осень»
«Зима»
Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»
Ребиков В. «Май настал»
«Лягушка»
Моцарт В. «Весенняя»
Парцхаладзе М. «Ласточка»
«Мама»
Слонов Ю. «Будь всегда в цвету, земля!»
Зарицкий Е. «Музыкант»
Шаинский В. «Небылицы»
Примерный репертуарный план для 4 класса.
Русские народные песни:
«Ты рябина ли, кудрявая» (обр. С. Ляпунова)
«Заплетися, плетень» (обр. Н. Римского - Корсакова)
«Я посеяла ленку» (обр. С. Полонского)
«Блины» (обр. А. Абрамского)
Эстонская песня «Кукушка»
Венгерская народная песня «Праздник урожая»
Бетховен Л. «Счастливый человек»
«Восхваление природы человеком»
Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон»
«Светлый день»
Гайдн И. «Вот опять уходит лето» (перел. В. Попова)
Брамс И. «Колыбельная песня» (перел. Э. Ходош)
Глинка М. «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
Кюи Ц. «Весна»
«Заря лениво догорает»
Римский – Корсаков «Пташка – ласточка»( хор из оперы «Пан – воевода)
Гречанинов А. «Радуга»
Титов Н. «Птичка»
Корещенко А. «Во саду – садочке»
«Рождественская колядка» обр. В. Цыганова
Струве Г. «Спасибо вам , учителя»
Дубравин Л. «Песня о земной красоте»
«Разноцветная осень»
«Россия Россией останется» и др.
Чичков Ю. «В мире красок и мелодий»
«Детство – это я и ты»
Савельев Б. «Большой хоровод»
Реттино Д. «Рождество – это время любить»

10

3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом освоения программы учебного предмета «Хор» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков.
 Наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокально –
хоровому исполнительству;
 Навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе,
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
 Знание музыкальной терминологии;
 Умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
 Наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля
и хорового коллектива;
 Владение навыками чтения с листа несложных вокально – хоровых произведений.
4. Формы и методы контроля, система оценок.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их
посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. Проверка
знаний требует дифференцированного подхода. При выставлении итоговой оценки
учитывается участие в выступлениях коллектива.
Оценивая каждого ученика,
преподаватель, опираясь на ранее выявленный уровень подготовленности каждого
ребёнка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень
его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учёбе.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной системе.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа учебного предмета «Хор» основана на следующих педагогических принципах:
соответствие
содержания,
методики
обучения
и
воспитания
уровню
психофизиологического развития обучающихся;
Комплексность решения задач обучения и воспитания;
Постоянство требований и систематическое повторение действий;
Гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;
Единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной
индивидуальности каждого ребёнка;
Художественная ценность исполняемых произведений;
Создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального
смысла;
Доступность музыкального материала: по содержанию, голосовым возможностям,
техническим навыкам. Разнообразие: по стилю, содержанию, темпу, нюансировке,
сложности.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические,
физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.
За учебный год должно быть пройдено следующее количество произведений:
В 1 и 2 классах изучаются 8 -10 произведений, различных по содержанию и характеру;
В 3 и 4 классах – 10 -12 произведений различной степени сложности (2, 3 из них а
капелла).
Урок строится по определённому плану:
1. Распевание.
В этом разделе используются следующие приёмы:
- игровые формы в распевании, которые помогают более ярко выявить неверно поющих
детей и помочь им справиться с интонацией;
11

- артикуляционные и звуковые игры - упражнения, чистоговорки и скороговорки,
дыхательная гимнастика. С их помощью у ребёнка развивается речевая активность,
подражание пению взрослых, развиваются музыкальные способности.
В 3-м и 4-м классах вокальные распевки занимают значительное по важности, но
небольшое по времени, место на занятиях. Выравнивание регистров, расширение
диапазона, выявление тембров, укрепление дыхательной мускулатуры – лишь часть
вокально - хорового «арсенала», который отрабатывается на распеваниях.
2. Работа над произведением.
Этот раздел урока проходит в разных классах по - разному. В 1-ом классе песни
разучиваются по слуху с помощью инструмента и голоса педагога. Со второго класса
можно постепенно вводить разучивание песен по нотам, что развивает навык пения с
листа. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху (т. к. именно пение по
слуху способствует развитию музыкальной памяти).
В 3-м и 4-ом классах начальный этап работы проводится по партиям, что способствует
сознательному и углублённому усвоению музыкального произведения.
Огромное влияние на музыкальное развитие учащихся оказывает тщательная работа по
подбору репертуара, учитывая его художественные достоинства; доступность с учётом
возрастных особенностей детей и объективного учёта вокально – хоровой и
эмоциональной нагрузки с целью предотвращения чрезмерной утомляемости детей.
Особое значение приобретает работа над художественным образом исполняемого
произведения, выявлением его идейно – эмоционального смысла (работа над словом,
музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, кульминационной
вершиной).
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Методическая литература по хоровому и вокальному воспитанию:
 Терацуянц Г.Е. «Кое что из опыта хормейстера» П.,1995
 Струве Г.А. «Школьный хор» М., 1981
 Соколов В. Г. «Работа с хором» М.. 1964
 Зуева Н. В. «Хоровая игротека». Методическое пособие к программе «Хоровой
класс». П., 2003
 Зуева Н. В. «Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для
хоровых отделений ДШИ. П., 2003
 «Распевание в школьном хоре». 1 – 8 классы. Сост. Н. Добровольская. М., 1969
 Попов В., Халабузарь П. «Хоровой класс. Пособие для ДМШ и школ искусств».
Вступительная статья. М., 1988
 Бандина А. «Школа хорового пения». Вступительная статья В. Попова. М., 1973,
вып. 1.
 Алиев Ю. «Пусть запоёт наш хор!». В помощь организатору детского хорового
коллектива. Вступительная статья. М., 2001
 Абелян Л. «Как рыжик научился петь». Учебное пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М. 1989
Репертуарные сборники детских песен:
Хоровое пение 1 класс. Хрестоматия. Сост. Адищев В. И., Останин П. П. Пермь, 1996
Хоровое пение 2 класс. Хрестоматия. Сост. Адищев В. И., Останин П.П. Пермь, 1997
Хоровое пение 4 класс. Хрестоматия. Сост. Останин П. П., Пермь. 1999
Хоровое пение 5 класс. Хрестоматия. Сост. Останин П. П. Пермь. 2000
Хоровое пение 6 класс. Хрестоматия. Сост. Останин П. П. Пермь. 2001
Хоровое пение 7 класс. Хрестоматия. Сост. Останин П. П. Пермь. 2003
12

Каноны для детского хора. Сост. Струве Г., С-П. 1998
«Все мы, мальчишки…». Автор – составитель Цыганов В. П. П. 2001
«Хрестоматия русской народной песни». Для учащихся 1 – 7 классов. Сост. Л. Меканина.
М. 1991.
«Малыши поют классику». Часть 2 – Русская музыка. Сост. Л. А. Афанасьева Шешукова. С-П., 1998
«Малыши поют классику». Часть 1 – Заруьежная музыка. Сост. Л. А. Афанасьева –
Шешукова. С-П., 1998
«Поёт детский хор». Сост. Э. Ходош. Ростов - на - Дону, 1998.
«Композиторы- классики детям». Песни и хоры для школьников 1 – 6 классов. М., 1969.
Дубравин Я. «Огромный дом». Песни и хоры для детей. С-Пб., 1996.
«Школьные годы». Песни для детей в сопровождении фортепиано, вып. 43. М., 1990
Хромушин О. «Вот здорово!». Песни для детей. Л., 1989
Сборник хоровых произведений. Сост. М. А. Назарова. С-Пб., 1998.
Малевич М. «Свеча рождества». Песнопения для детского хора. С-П., 2000.
«Как тут усидеть?!». Джаз в детском хоре. Вып. 1. Сост. М. Славкин. М., 2005

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».