Рабочая программа по уч.предмету Общее фортепиано

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
УИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Принята:
на заседании
педагогического совета
от «___»_________2024г.
протокол №_____

Утверждаю:
Директор МБУ ДО
«Уинская детская школа искусств»
_________________ В.И. Максимова
«__»______________2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Предмет по выбору.
ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»
срок обучения – 4 года,
возраст обучающихся – 6,6-12 лет

Составитель:
Митрофанова О.В. –
преподаватель
МБУ ДО «Уинская ДШИ»

с. Уинское, 2024

Организация –разработчик:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Уинская детская
школа искусств»
Составитель:
Митрофанова О.В., преподаватель МБУ ДО «Уинская ДШИ»
Программа по учебному предмету «Предмет по выбору. Общее фортепиано»
составлена:
в соответствии с
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ.
на основе:

Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо Министерства
культуры РФ от 19 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ)


Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области
музыкального искусства «Общее фортепиано» для детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств Министерства культуры РФ научнометодического центра по художественному образованию.
Составитель:
С.В. Рудич, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано
г. Курска

I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Предмет по выбору. Общее фортепиано»
предназначена для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программе в области музыкального искусства «Сольное пение».
Данная программа разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 года N 191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области искусства и
предназначена для обучающихся, основным предметом у которых является сольное пение.
Учебный предмет «Предмет по выбору. Общее фортепиано» в рамках
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Сольное
пение» помогает обучающимся-вокалистам в целом воспринимать оба предмета: «вокал» и
«фортепиано», как неразрывно связанные между собой дисциплины.
Программа составлена на основе примерной программы «Общее фортепиано» для
детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств Министерства
культуры РФ научно-методического центра по художественному образованию.
Учебный предмет «Предмет по выбору. Общее фортепиано» направлен на получение
обучающимися художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Рекомендуемый возраст обучающихся – 6,6-12 лет.
Срок реализации учебного предмета «Предмет по выбору. Общее фортепиано»
Реализация программы учебного предмета «Предмет по выбору. Общее
фортепиано» - 4 года. Продолжительность учебных занятий в первом классе 32 недели, со
второго по четвертый годы обучения составляет 33 недели в год.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Класс

Кол-во
занятий в
неделю (в
часах)

Сведения о затратах учебного времени
Кол-во
Аудиторные
Самостоятельная
Максимальная
учебных
занятия (в
работа (в часах
учебная нагрузка(в
недель
часах) за
за учебный период) часах за учебный
за учебный
учебный
период)
период
период
32
32
32
64

1

1

2

1

33

33

33

66

3

1

33

33

33

66

4

1

33

33

33

66

Предмет
Фортепиано

Общее максимальное количество часов
Аудиторные занятия
Самостоятельнаяработа Максимальнаяучебная
(в часах)
(в часах)
нагрузка (в часах)
132
132
264

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия: 1-4 годы обучения – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-4 годы обучения – 1 час в неделю.
Форма проведения учебных занятий

Занятия по учебному предмету «Предмет по выбору. Общее фортепиано» проводятся в виде
индивидуальных занятий 1 раз в неделю по 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета «Предмет по выбору. Общее фортепиано»:
- освоение комплекса музыкальных навыков, необходимых для реализации творческих
потребностей обучающихся. Воспитание художественно эстетического вкуса
Задачи учебного предмета «Предмет по выбору. Общее фортепиано»:
 развитие и закрепление слуховых и исполнительских навыков;
 формирование базы музыкально-теоретических знаний для использования в
музицировании;
 расширение музыкального кругозора и репертуара обучающихся;
 воспитание хорошего вкуса на лучших примерах музыкального искусства и привитие
эстетических ценностей культурного человечества;
 обогащение эмоционального восприятия музыки;
 повышение коммуникабельности;
 развитие творческого потенциала.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический (освоение приемов игры на инструменте);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Прогнозируемый результат
 сформированный эстетический вкус и этические ценности;
 умение читать с листа нетрудные музыкальные тексты;
 играть в ансамблях;
 умение
подбирать
знакомые
мелодии,
аккомпанемент
к ним по
гармоническим цифровкам;
 способность аккомпанировать
собственномувокальному исполнениюпесен;
 самореализация исполнительских и творческих возможностей обучающихся в
различных видах музицирования;
Учебно-тематический план
Тематический план 1-го года обучения
Разделы
Всего
Теория
часов
Знакомство с инструментом
2
1
Донотный период
4
Изучение нотной грамоты
5
2
Постановка рук
7
Развитие технических навыков
16
1
Ансамбль
16
Работа над эмоционально-художественным
16
2
развитием
Зачеты и выступления
2
Итого:
68
6

Практика
1
3
3
7
16
16
14
2
62

Тематический план 2-го года обучения

Разделы
Работа над развитием навыков чтения нотного
текста
Работа над развитием координации
Работа над аппликатурой
Работа над звуковым решением произведения
Работа над игровыми приемами и
упражнениями
Ансамбль
Зачеты и выступления
Итого:

Всего
часов
16

Теория

Практика

2

14

7
8
8
10

1
2
2
1

6
6
6
9

16
3
68

8

16
3
60

Тематический план 3-го года обучения

Разделы
Работа на развитием навыков чтения нотного
текста
Работа над аппликатурой
Работа над звукоизвлечением
Работа над полифонией
Работа над игровыми приемами и
упражнениями
Работа над развитием технических навыков
Ансамбль
Зачеты и выступления
Итого:

Всего
часов
16

Теория

Практика

2

14

7
7
7
7

1
2
2
2

6
5
5
5

6
14
4
68

2
11

4
14
4
57

Тематический план 4-го года обучения

Разделы
Работа на развитием навыков чтения нотного
текста
Продолжение работы над развитием
технических навыков
Работа над педалью
Работа над полифонией
Работа над крупной формой
Работа над художественным образом
произведения
Ансамбль
Зачеты и выступления
Итого:

Всего
часов
16

Теория

Практика

2

14

7

2

6

5
7
7
6

1
2
2
2

4
5
5
4

16
4
68

10

16
4
58

II. Содержание учебного предмета
«Предмет по выбору. Общее фортепиано»
В программе учтён принцип систематического и последовательногообучения.
Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей
обучающихся, целями и задачами развивающего обучения. Формирование у обучающихся
умений и навыков происходит постепенно:

- от знакомства с инструментом, изучения основ постановки игрового аппарата и
звукоизвлечения до самостоятельного разбора различных по жанрам музыкальных
произведений.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые дома в
систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь обучающихся процессом
обучения игре на инструменте.
Требования по годам обучения
1 год обучения
Обучение в 1 классе посвящено знакомству с музыкальным инструментом, его
возможностями, постановке пианистического аппарата, обучению нотной грамоте, свободного
ориентирования на клавиатуре фортепиано.
Обучающийся получает первые представления о характере произведения, фразе,
цезуре, сходстве и контрастности мелодических построений. Изучение основных приёмов
звукоизвлечения: non legato, legato, staccato. Развитие элементарных навыков выразительного
исполнения. Формирование чувства ритма: понимание соответствия длительностей и пауз в
такте. Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений. Игра простейших
ансамблей с педагогом.
Подбор по слуху: подбор по слуху простейших мелодий детских песен, скороговорок
из устойчивых ступеней в простых тональностях, в объеме 4-8 тактов – всего 20-25 мелодий,
подбор по слуху баса к мелодиям: главные ступени лада, квинты и сексты на главных
ступенях лада.
Чтение с листа:

- упражнения на развитие чувства ритма – ритмический рисунок со счетом
- чтение простейших примеров на двух строчках в одном и двух ключах, с

сопровождением выдержанными нотами или квинтами – 15-20 мелодий
- пение и игра простейших мелодий без аккомпанемента.
- игра в ансамбле с педагогом нетрудной 1-й партии на 2-х строчках
Точки контроля: Текущая и промежуточная аттестация проводится в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация:
- контрольный урок в конце 2-го полугодия – исполнение 1-2 разнохарактерных
пьес или пьеса и ансамбль; подготовленных мелодий с простейшим аккомпанементом, можно
с пением, чтение с листа 1-2 легких мелодий;
Примерный репертуарный список:
Этюды:
Гнесина Е. Фортепианная азбука (этюды по выбору).
Начинаю играть на рояле. Под общей редакцией А.Борзенкова:
Арман Ж. Этюд C-dur.
Гнесина Е. Этюды C-dur, G-dur.
Гумберт Н. Этюд C-dur.
Школа игры на фортепиано. Под общей редакцией А. Николаева. ч.1 (этюды по выбору).
Пьесы:
Начинаю играть на рояле. Под общей редакцией А. Борзенкова:
Березняк А. «Прозвонил звонок», «Белка»
Берлин Б. «Пони «Звездочка».
Гнесина Е. «Русская песня»
Грузинская нар. п. «Сулико».
Р.н.п. «Как пошли наши подружки».
Р.н.п. «Заинька»
Учебный репертуар для учеников I класса ДМШ. Ред. и сост. Б. Милич
Бычинская Н. «Кукушки».

«Украинская народная песня», «Два петушка». Пьесы по выбору
Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. ч.1:
Арман Ж. Пьеса (a-moll)
Иорданский М. «Голубые санки», «Веселые гуси»
Красев М. «Журавель», «Веснянка».
Курочкин А. «Пьеса».
Филипп И. «Колыбельная».
Ансамбли:
Брат и сестра, вып.I: «Народные песни и легкие ансамбли». Перелож. и сост. С.Кузнецовой (по
выбору).
Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А.Николаева. ч.1
Векерлен Ж. «Пастораль».
Иорданский М. «Песенка». «У дороги чибис».
Юный пианист, вып. I. Сост. и ред. Л.Ройзман и В.Натансон. М., 1973:
Векерлен Ж. «Пастораль».
Калинников В. «Тень-тень».
Левина З. «Тик-так».
2 год обучения
Во второй год обучения необходимо добиваться от обучающегося темповой устойчивости,
ритмической и динамической чёткости и ровности.
Обучающийся должен иметь верное представление об основных темповых и динамических
обозначениях. Во втором классе происходит накопление музыкально-слуховых, технических и
организационных навыков при разучивании произведений. Осознание обучающимися
характера исполняемого произведения, развитие гармонического, тембро - динамического
слуха. Обучающийся должен освоить 4 - 6 разнохарактерных произведений, 1-2 ансамбля.
Подбор по слуху:
простейших мелодий детских песен из устойчивых и вводных ступеней, в простых
тональностях мажора и минора, в размерах 2/4, 3/4, в объеме 4-8 тактов, всего 15 - 20 мелодий
подбор по слуху баса к мелодиям: трезвучия на главных ступенях лада.
Чтение с листа:
чтение простейших примеров на двух строчках в одном и двух ключах, с
сопровождением выдержанными нотами или интервалами – 20-30 мелодий
пение простейших мелодий со своим аккомпанементом
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются: контрольные
прослушивания, концертные выступления.
Промежуточная аттестация: 2-е полугодие - контрольный урок – 2 разнохарактерных пьесы,
или пьеса и ансамбль

-

Примерный репертуарный список:
Этюды:
Лешгорн А. соч. 65 №№ 1, 2, 3.
Начинаю играть на рояле. Под общей редакцией А. Борзенкова:
Беркович И. Этюды d-moll и a-moll.
Любарский Н. Этюд G-dur.
Ляховицкая С. Этюды D-dur и G-dur.
Николаев А. Детский альбом. Этюд C-dur.
Шитте А. Этюды соч. 108, №№ 1, 3, 5, 7.
Пьесы:
Беркович И. 25 легких пьес. Канон.
Начинаю играть на рояле. Под общей редакцией А. Борзенкова:

Виноградов Ю. «Танец медвежат».
Гедике А. Песня.
Кессельман В. «Маленький вальс»
Кригер И. «Менуэт» a-moll.
Левитин Ю. Марш.
Руднев Н. «Щебетала пташечка»
Школа игры на фортепиано. Под общей редакцией А. Николаева:
Гедике А. «Танец», «Веселая песня».
Кабалевский Д. «Песенка»
Кригер И. Бурре.
Майкопар С. «В садике», «Пастушок», «Сказочка»
Моцарт Л. Менуэт d-moll, «Волынка».
Ансамбли:
Избранные ансамбли, вып. I. Сост. В Натансон:
Моцарт В. «Колыбельная песня»
Шуберт Ф. «Немецкий танец».
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. ч.I. Сост. С.Ляховицкая и
Л.Боренбойм:
Глинка М. Полька.
Р.н.п. «Я на горку шла», «Эх, ухнем!»
Чайковский П. Отрывок из балета «Спящая красавица».
3 год обучения
В репертуар включаются пьесы, в которых педаль является неотъемлимым элементом
выразительного исполнения. Знакомство с произведениями полифонического склада и
крупной формой.
Подбор по слуху:
подбор по слуху известных мелодий детских песен, в простых тональностях мажора
и гармонического минора, все виды ритмов с шестнадцатыми, в размерах 2/4/, 4/4/, 3/4, в
объеме 4-8 тактов – всего 10 - 15 мелодий
подбор по слуху аккомпанемента к мелодиям: закрепление основных и удобных
гармонических оборотов в фактуре вальса, польки, колыбельной, марша.
Чтение с листа:
чтение простейших примеров на двух строчках в одном и двух ключах, с
сопровождением выдержанными нотами или квинтами, с использованием параллельного и
противоположного движения рук, в простой фактуре – 15-20 мелодий.
Точки контроля:
Текущая аттестация: контрольные прослушивания, концертные выступления.
Промежуточная аттестация:
контрольный
урок в конце 2-го полугодия
– 3
разнохарактерныхпроизведения или 2 пьесы и ансамбль (с педагогом)
Примерный репертуарный список:
Этюды:
Гедике А. соч. 32. «40 мелодических этюдов» тетрадь 2-я.
Лешгорн А. соч. 65. Избранные этюды №№ 3, 4-9.
Шитте А. соч. 108 (по выбору)
Школа игры на фортепиано. Под общей редакцией А.Николаева. ч.2 (по выбору).
Полифонические произведения:

Бах И.С. «12 пьес из нотной тетради А.М.Бах» (по выбору).
Гедике А. соч. 36. Фугато C-dur и G-dur.
Моцарт Л. «12 пьес» (по выбору)
Пьесы:
Барток Б. Пьеса.
Гречанинов А. «Первоцвет».
Дварионас Н. Прелюдия.
Любарский Н. Песня.
Майкопар С. Вальс.
Роули А. «В стране гномов».
Свиридов Г. «Ласковая просьба».
Штейбельт Д. Адажио.
Шуман Р. «Солдатский марш».
Ансамбли:
Беркович И. соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору).
Глинка М. Полька.
Живцов А. «Бульба».
Шостакович Д. «Шарманка».
4 год обучения
Основная задача – подготовка к итоговой аттестации.
В течение учебного года обучающийся должен изучить 6 – 8 произведений. Из них 2 – 3
этюда на различные виды техники, 3 – 4 разнохарактерные пьесы (1 – 2 с элементами
полифонии). Рекомендуется с 4 класса больше внимания уделять полифоническим пьесам
(старинные танцы), а также вводить в репертуар небольшие по объему произведения крупной
формы. Продолжать изучение ансамблей и чтение с листа.
Техническое развитие. Расширить круг изучаемых тональностей до 4-х знаков. Ранее
изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками. Гаммы и аккорды новых
тональностей играть отдельными руками на2 октавы.
Подбор по слуху:

- подбор по слуху мелодий известных песен, в тональностях до 3-х знаков, в объеме
4-8 тактов – всего 20 - 25 мелодий
- использование в подборе сопровождения главных и побочных трезвучий.
Чтение с листа:

- чтение примеров с использованием изученных сложностей
Точки контроля:
Текущая аттестация: контрольные прослушивания, концертные выступления.
Итоговая аттестация (зачёт) - 3 разнохарактерных произведения или крупная форма, этюд,
пьеса.
Примерный репертуарный список:
Этюды:
Бургмюллер Н. «25 маленьких этюдов» (по выбору).
Черни К.– Гермер Г. Этюды ч.I (по выбору).

Шитте А. Этюды. соч. 160 (по выбору).
Полифонические произведения:
Бах И.С. Менуэт F-dur.
Беркович И. «Ой, летает сокол», «Хмель лугами».
Бланжини Ф. Ариетта.
Гендель Г. Менуэты F-dur, d-moll.
Пьесы:
Глинка М. «Простодушие»
Гречанинов А. «Танцуя»
Итал.н.п. «Санта-Лючия».
Караманов А. «Лесная картинка».
Палавичини. «Индейское лето».
Шостакович Д. «Шарманка», «Танец».
Крупная форма:
Бетховен Л. Сонатина G-dur.
Гедике А. соч. 46. Тема с вариациями.
Клементи М. Сонатина C-dur.
Мелартин Э. Сонатина g-moll.
Ансамбли:
Беркович И. соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору).
Юный пианист, вып. 2 сост и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона (по выбору)
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Ожидаемые результаты
По окончании курса «Музыкальный инструмент» (общее фортепиано) каждый обучающийся
будет уметь и знать:
публично исполнять выученную с преподавателем программу, в которую могут
входить музыкальные произведения разных жанров и форм.
уметь читать с листа нотный текст;
передавать характер музыкальных произведений;
знать знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль);
знать мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто);
знать основные музыкальные формы (двух и трёхчастная, сонатная, канон, рондо,
вариационная);
интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию; один из голосов
несложного двухголосного произведения;
подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент;
записывать звучащую мелодию;
анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной
речи, так и небольшие музыкальные произведения (в том числе из репертуара по
инструменту)
чисто интонировать в сопровождении фортепиано;
уметь петь в ансамбле.

IV.
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков выполняет обучающую, проверочную и
корректирующую
функции.
Программа
предусматривает
текущий
контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в счет
аудиторного времени, по усмотрению преподавателя, по завершении какого-либо раздела
программы, в виде контрольных прослушиваний, концертных выступлений, участия в
конкурсах.
Промежуточная аттестация проводится во 2-м полугодии I, II, III года обучения в виде
контрольного урока: обучающимся исполняется два разнохарактерных произведения или 1
произведение и ансамбль.
Итоговая аттестация (зачёт) проводится во 2-м полугодии IV года обучения: обучающимся
исполняется 3 разнохарактерных произведения
Критерии оценки
Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации оцениваются по 5-ти бальной
системе: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение
программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными недочетами в технике,
звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и
интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия, таблицы;

- комплект

методической и
направлениями деятельности.

теоретической

литературы

в

соответствии

с

Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению.
Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет возможность развивать
обучающихся с разными музыкальными способностями и личностными особенностями,
достигая результатов обучения в краткие сроки. Занятия в классе сопровождаются
внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием
музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение
имеет репертуар обучающегося. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения,
разнообразные по форме и содержанию, рассказать о выдающихся исполнителях и
композиторах.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для
публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью
ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню
музыкального и технического развития.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых), использование в репертуаре произведений, различных по стилю, в
том числе, произведений эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и
отечественных композиторов.
В результате освоения предмета обучающийся должен грамотно исполнять музыкальные

произведения различных жанров и форм. Приобрести следующие знания: читать с листа
музыкальные произведения разных жанров и форм в соответствии с программой,
использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, анализировать
исполняемые произведения, владеть различными видами техники исполнительства.
VI. Список рекомендуемой нотной литературы
И.С. Бах Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – «Музыка», 2012 Л. Бетховен Легкие сонаты
(сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
О.Геталова, И.Визная. В
музыку
с радостью. - Издательство «Композитор»,
2015
О. Катаргина. «Фортепианная техника в удовольствие». Сборник этюдов и пьес. 1-5 классы –
MPI, Челябинск, 2006
Наталья Кончаловская: Нотная азбука. Учебное пособие для детей младшего школьного
возраста. Для фортепиано - Изд. Шабатура Д.М.,2013
О. Курнавина, А. Румянцев. Чтение с листа. Пособие для юного пианиста.
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2007
Ж. Металлиди «Музыкальный сюрприз». Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. СПб.,
«Композитор», 2002
Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 Б. Милич.
Фортепиано. 1кл. - «Издательство Кифара» Москва, 2012
Б. Милич. Фортепиано. 2кл. - «Издательство Кифара» Москва, 2012 Б. Милич. Фортепиано
3кл. - «Издательство Кифара» Москва, 2012
Б. Милич. Фортепиано 4кл. - ООО «Издательство Кифара» Москва, 2011 Н.В. Мордасов.
Сборник джазовых пьес для фортепиано. 2-е изд.,Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
А. Николаев. Школа игры на фортепиано. Издательство «Музыка». -Москва, 2007
И. Парфенов. Пьесы для фортепиано. Переложение для фортепиано в 4 руки. Составитель Л.
Корниенко – М., 2009
Н. Смирнова. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Любимые мелодии - Ростов н/Д «Феникс»,
2007
Т. Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro
Тетради1,2, 3 - Москва, 2014
Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ.Тетрадь II. Полифония
– Издательство «Композитор» Санкт-Петербург,2014
Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь III. Крупная
форма – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2016
Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь V. Этюды –
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2003. Хрестоматия для ф-но, 2 класс ДМШ Москва «Музыка», 2005 Хрестоматия для ф-но, 3 класс ДМШ - Москва «Музыка», 2010
Хрестоматия для ф-но, 4 класс ДМШ - Москва «Музыка», 2005
О. Хромушин. Лунная дорожка. Джазовые пьесы для фортепиано. - Издательство «Феникс»,
2003
П. Чайковский Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, Интернетресурс: https://pianokafe.com/music/k-cherni-sto-pes- dlya-udovolstviya-i-otdykha-vypusk-9/
С.А. Чернышков «Лёгкая музыка эпохи барокко для фортепиано». 1-2 класс - Москва,
«КЛАССИКА», 2009
Н. Шелухина «Музыкальные Жемчужинки». Пьесы и ансамбли. Вып.1. - Издательство
«Композитор» Санкт-Петербург, 2007
И. Ядова «Не хочу играть гаммы». Учебное пособие для музыкальных школ. Издательство
«MPI» - Челябинск, 2006

Список рекомендуемой методической литературы
А.Д. Алексеев.
Методика
обучения
игре
на
фортепиано.
Москва
«Музыка» - 1978
А. Алексеев. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишнострунных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). - Москва, 2013
Клара Гринди. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. Книга 1.- Москва, 2013
Б. Милич. Методическое пособие. Воспитание обучающегося-пианиста в 1-7 классах ДМШ «Издательство Кифара» Москва, 2008
А. Николаев. Очерки по истории фортепианной педагогики и теориипианизма. - М.: Музыка,
1980
Н. Перельман «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002
Т. Смирнова «Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом» -Москва, 1997
Е. Тимакин. Воспитание пианиста. - Москва,1984+DVD, Россия. 2009
А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков» - М.:Классика, 2002
Р. Шуман «Жизненные правила для музыканта»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».