Рабочая программа по уч.предмету Синтезатор

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
УИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Принята:
на заседании
педагогического совета
от «____»__________2024 г.
протокол №________

Утверждаю:
Директор
МБУ ДО «Уинская ДШИ»
_____________В.И. Максимова
«____»__________2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
МУЗИЦИРОВАНИЕ (СИНТЕЗАТОР)»
срок обучения – 3 года
возраст обучающихся – 9-14 лет

Составитель:
Рябоконь Юлия Анатольевна
Маленьких Татьяна Николаевна
преподаватель
МБУ ДО «Уинская ДШИ»

Уинское, 2024
1

Организация –разработчик:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»

Составитель:
Маленьких Т.Н., преподаватель МБУ ДО «Уинская ДШИ»
Рябоконь Ю.А., преподаватель МБУ ДО «Уинская ДШИ»

Программа по учебному предмету «Инструментальное музицирование
(синтезатор)» составлена:
в соответствии с
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ.
на основе:
 Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо
Министерства культуры РФ от 19 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ)
 Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Клавишный синтезатор» МБОУДО «Детская школа искусств № 1
имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска.
Разработчики:
 Аюпова Лилия Фейзрахмановна, преподаватель высшей категории МБОУДО
«Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска.
 Загний Анастасия Сергеевна, преподаватель первой категории МБОУДО
«Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска.

2

1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа относится к
многоуровневой (стартовый, базовый, продвинутый) и имеет художественную
направленность.
В настоящее время обеспечение всестороннего, гармонического развития ребёнка в
процессе обучения является одним из важнейших направлений развития системы
образования России. На решение этой задачи направлена, в том числе, и деятельность
учреждений дополнительного образования.
Музыкально-эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью общего
процесса формирования личности, играет особую роль во всестороннем развитии детей и
подростков. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной
стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Актуальность программы
К сожалению, приходится констатировать, что эффективность педагогической
деятельности, направленной на приобщение детей и подростков школьного возраста к
музыкальной культуре, невысока. Даже у обучающихся в ДМШ (ДШИ) редко
формируется устойчивая потребность и умение музицировать, не говоря уже о тех, кто
занимается музыкой менее интенсивно.
Ещё, будучи школьниками, дети осознают огромную разницу между музыкой,
исполняемой на уроках, и музыкой за пределами школы, которую они слышат по радио,
телевидению, в записях. В результате – музыкальное сознание школьника расслаивается
на две автономно существующие области, между которыми не существует точек
соприкосновения, тогда как, доходящий до взаимного отрицания разлад между
музыкальным образованием и доминирующими в реальной жизни видами музыкальной
культуры, сводит на нет усилия педагогов и тормозит развитие как образования, так и
культуры.
В качестве причин создавшегося положения педагоги-исследователи указывают на
узкую профессионально-исполнительскую ориентацию учащихся, преувеличенное
внимание к техническим проблемам и утрату творческого характера музыкальной
деятельности, разрыв теории и практики музыкального обучения и пр. (Л. А. Баренбойм,
А. А. Тудоровский, В. Д. Шульгина и др.).
В связи с этим возникает необходимость обновления содержания, целей и задач
отечественного образования путём внедрения в образовательный процесс современных
информационных технологий, а также нового программно-методического материала,
позволяющего усовершенствовать учебно-воспитательную работу с детьми школьного
возраста и, в частности, осуществлять дополнительное музыкальное воспитание и
развитие детей данной возрастной категории.
Актуальность дополнительной образовательной программы «Клавишный
синтезатор» состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как
инструменте, всё более популярном в последнее время в подростковой среде с одной
стороны, и, необходимостью внедрения в дополнительное образование новых
информационных технологий с другой.
Новизна программы
Наиболее перспективным и целесообразным с педагогической точки зрения (И. М.
Красильников, А. А. Алемская, И. Л. Клип и др.), в связи с общей тенденцией
информатизации образования, видится приобщение детей и подростков школьного
возраста к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству.
Новые цифровые музыкальные инструменты – семплеры, рабочие станции,
мультимедийные компьютеры и, конечно, базовая разновидность этого инструментария,
клавишные синтезаторы, – при улучшении качества звучания и возрастании
функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками
3

(аналоговыми электронными инструментами) отличаются простотой управления,
компактностью и дешевизной.
Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с
традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более
универсальные требования. Звуковой потенциал клавишного синтезатора, а также такие
качества как многотембровость, наличие спецэффектов, функции автоаккомпанемента,
ритмических сбивок, секвенсера, возможности подключения к компьютеру позволили ему
прочно обосноваться как в профессиональной музыке, так и в повседневном обиходе
любительского музицирования. Музыкальное творчество, таким образом, становится не
только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и
продуктивным.
Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным средством
музыкального обучения.
Широкий простор для творчества и высокое качество звучания при относительно
несложной технике управления цифровым инструментарием делает его не только
привлекательным для музыкантов-любителей, но и обусловливает появление музыкальнопедагогической деятельности, благодаря которой реально достижимым становится
решение важнейшей педагогической проблемы – приобщение к музыкальному творчеству
широкого круга детей и подростков.
Педагогическая целесообразность программы
Исследования современных педагогов-исследователей подтверждают, что
музыкальное воспитание и образование должно стать неотъемлемой частью общего
учебно-образовательного процесса, и наиболее благоприятным периодом для приобщения
к музыкальному искусству, в частности, для развития музыкальных способностей,
является школьный возраст.
Именно в школьном возрасте, когда преобразуются интеллект, личность,
социальные отношения и закладывается базовая культура человека, дети обладают особой
художественной одарённостью, творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью
на прекрасное (Э. Б. Абдуллин, В. В. Крюкова, Л. В. Школяр, Т. А. Барышева, В. К.
Белобородова, и др.). Для развития музыкально-творческих способностей важно не
упустить уникальной возможности этого возрастного этапа, так как позднее
компенсировать их невозможно. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в
годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной
жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания» (В. А. Сухомлинский).
Таким образом, художественная, в частности, музыкально-эстетическая
направленность данной программы «Клавишный синтезатор» является на сегодняшний
день необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса, направленного на
целостное формирование личности.
Практическая значимость изучаемого предмета
Обращение педагогов дополнительного образования к клавишному синтезатору
способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки
в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования,
позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного
музыкального обучения, активизирует музыкальное мышления детей и подростков,
развивает в более полной мере их музыкальные способности, в то время как престиж
новой техники и «современных» звуков служит отличным стимулом к развитию интереса
к музыкальным занятиям.
Таким образом, данная образовательная программа «Клавишный синтезатор»
позволит приобщить широкий круг детей и подростков школьного возраста к
продуктивному музыкальному творчеству на основе компьютеризированного
инструментария, сократить противоречие между реально существующим у современных
детей и подростков эстетическим эталоном музыкального звучания и традиционным
4

звуковым материалом школьного музицирования, и, как следствие, поднять на
качественно новый уровень не только музыкальную, но и общую культуру детей и
подростков данной возрастной категории.
Отличительная особенность данной программы
Отличительная особенность программы «Клавишный синтезатор» от известных
программ (В. Пешняк, И. Шавкунов, И. М. Красильников и пр.), рассчитанных на 5-7
летнее обучение в ДМШ (ДШИ), где клавишный синтезатор является основным или
дополнительным инструмента для учащихся средних и старших классов, уже имеющих
необходимую музыкальную базу, заключается в том, что предлагаемая программа
рассчитана на 3 года обучения и предназначена для обучения детей и подростков не
имеющих музыкальной подготовки.
Упрощение программы достигается за счёт
сокращения изучения функций синтезатора, упрощения и сокращение количества
изучаемого музыкального материала. Вариативность учебного материала, при условии
освоения учащимися учебного материала программы, возможна за счёт расширения
объёма предлагаемого музыкального материала, а также дополнительных заданий,
развивающие полученные ЗУНы.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 14 лет.
Набор учащихся в объединение осуществляется без конкурса, но при этом следует
учитывать специфику музыкального обучения в целом, и освоения музыкального
инструмента – клавишного синтезатора, в частности.
При разработке программы учитывались психофизиологические особенности
учащихся школьного возраста. Способность поддерживать внимание к абстрактным,
отвлеченным вещам формируется к 9-10 годам. В 9-10 лет увеличивается объем памяти.
На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творчеству,
соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети могут многое
воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает
трудности дальнейшей учебы.
Поскольку данная программа предназначена для работы с детьми, обладающими
разным уровнем музыкальных способностей и подготовки (к тому же наличие хороших
музыкальных данных, как показывает педагогический опыт, не всегда гарантирует
эффективное освоение учебной программы), решающим фактором при наборе учащихся в
объединение должны стать удовлетворительные предпосылки волевых качеств, свойств
характера, организованности. Детям с нарушениями здоровья (болезни опорнодвигательного аппарата и пр.) заниматься на музыкальном инструменте можно только
после консультации врача.
Соблюдение указанных особенностей позволит обеспечить эффективную
реализацию данной программы, в ином случае освоение учебного материала будет
осуществляться гораздо медленнее.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы «Клавишный синтезатор» – 3 года.
Весь образовательный процесс условно можно разделить на III этапа.
I этап (Первый год обучения) – стартовый.
Основные направления и содержание работы на данном этапе: формирование
интереса, выявление начального уровня музыкальных способностей, организация
музыкального мышления, знакомство с музыкальной грамотой, организация игрового
двигательного аппарата, освоение фортепианной клавиатуры, изучение панели
клавишного синтезатора, исполнение доступных музыкальных произведений,
приобретение навыка концертных выступлений.
II этап (Второй год обучения) – базовый.
Основные направления и содержание работы на данном этапе: развитие
музыкального слуха, ритма, мышления, продолжение работы над постановочно5

двигательными навыками, развитие начальных навыков чтения нот с листа, подготовка к
игре в ансамбле, воспитание навыков самостоятельной работы, развитие навыка
концертных выступлений; исполнение доступных музыкальных произведений.
III этап (Третий год обучения) – продвинутый.
Основные направления и содержание работы на данном этапе: формирование
художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и
современной музыки, увеличение объёма изученного материала, работа над качеством
звука, сменой позиций, ритмом, игра в ансамбле, чтение с листа, публичные выступления,
исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой организации учебно-воспитательной работы в объединении
является индивидуальное занятие педагога с учащимся.
Помимо индивидуальной формы также применяются ансамблевая (коллективная)
форма, при которой время занятия целиком (или какая-либо его часть) используется на
работу с несколькими учащимися одновременно. Это даёт педагогу возможность работать
эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков ансамблевой игры и
подготовке учащихся к концертным выступлениям. В первый год обучения, в целях
организации творческих соревновательных форм общения учащихся, могут проводиться
индивидуально-групповые (по 2-4 учащихся) занятия с соответствующим увеличением
времени каждого занятия или без такового при наличии в классе необходимого
инструментария.
В качестве форм проведения занятий используются: комбинированное занятие,
репетиция, концерт, конкурс и пр.
Характерной особенностью музыкального обучения и, в частности, освоения
клавишного синтезатора, является необходимость в систематических самостоятельных
занятиях. Содержание самостоятельной музыкальной деятельности учащихся зависит от
их возрастных и индивидуальных возможностей.
Режим занятий
Продолжительность занятий – 40 минут (1 час) для учащихся младшего, среднего и
старшего школьного возраста.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Количество часов в год на одного учащегося составляет – 66 часов.
Цель программы
Цель программы – создание условий для развития музыкальных способностей детей
и подростков школьного возраста, посредством обучения их игре на музыкальном
инструменте (клавишный синтезатор).
Задачи программы:
личностные
 воспитание мировоззрения и моральных качеств;
 воспитание воли и характера;
 воспитание дисциплины и умения заботиться о здоровье и физическом развитии
метапредметные
 воспитание интереса к творческому труду и умения работать;
 развитие навыков самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
 развитие творческой инициативы учащихся
образовательные (предметные)
 изучение художественных возможностей клавишного синтезатора (ознакомление со
звуковым материалом и средствами внесения различных корректив, освоение приёмов
управления фактурой музыкального звучания, знакомство с интерактивными
фактурными заготовками и пр.);
6

 получение базовых знаний по музыкальной теории (сведения по гармонии, фактуре,

форме, инструментовке, звукорежиссуре и пр.);
исполнительской техники (постановка рук, приобретение навык ов
позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, специфических навыков,
связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной
клавиатуре и пр.);
 совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности (электронная
аранжировка, исполнение музыки, чтение с листа, игра в ансамбле и пр.);
 развитие исполнительских способностей и навыков, связанных с электронным
музыкальным творчеством.
 освоение



Содержание программы
Первый год обучения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов

№
п/п

Всего
1
2

3

4

5

6

7

8

Форма аттестации/
контроля

Тема
Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда.
Введение в музыкальную
деятельность.
Знакомство с инструментом.
Выявление начального уровня
музыкальных способностей.

1

Теория Практика
1

-

1

1

-

2

-

2

12

4

8

15

-

15

30

4

26

4

1

3

1

-

1

66

11

55

Основы музыкальной теории.

Освоение исполнительской
техники игры
на клавишном синтезаторе.
Работа над музыкальным
репертуаром.

Освоение навыков концертной
деятельности.

Итоговое занятие.

Итого:

7

Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
тестирование,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
прослушивание,
отчетный концерт,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
занятие, отчетный
концерт

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Теоретические занятия. Цели и задачи объединения. Проведение инструктажа по охране
труда. Правила безопасности во время занятий в объединении. Правила техники
безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный синтезатор).
Форма контроля: опрос.
2. Введение в музыкальную деятельность. Знакомство с инструментом.
Теоретические занятия. Музыка в нашей жизни. Общая характеристика цифровых
музыкальных инструментов. Особенности электронного музыкального творчества.
Клавишный синтезатор. Правила техники безопасности. Подготовка музыкального
инструмента к работе.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
3. Выявление начального уровня музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, музыкально-слуховые представления).
Практические занятия. Слушание музыки, определение характера, содержания. Пение
песен с поддержкой аккомпанемента и без. Определение количества звуков, мотивов.
Использование стихотворного ритма текста. Запоминание произведений наизусть.
Художественное изображение музыки.
Форма контроля: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.
4. Основы музыкальной теории.
Теоретические занятия. Звук. Звукоряд. Основные ступени. Октавы. Равномернотемперированный строй. Нотное письмо. Ритм. Тон, полутон. Интервалы. Лад. Трезвучия
и лад. Тональности. Музыкальная система.
Практические занятия. Чтение нотного текста. Работа на клавиатуре. Правильное
прочтение обозначений и терминов.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
5. Освоение исполнительской техники игры на клавишном синтезаторе.
Практические занятия. Посадка. Постановка рук. Приобретение навыков позиционной
игры, подкладывания первого пальца, скачков и пр. Выработка специфических навыков,
связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
Ознакомление со звуковым материалом и средствами внесения корректив. Освоение
приёмов управления фактурой музыкального звучания. Учебно-тренировочный материал.
Исполнение доступных пьес.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
6. Работа над музыкальным репертуаром.
Теоретические занятия. Знакомство с произведением, прослушивание.
Практические занятия. Чтение нотного текста. Анализ выразительных и технических
средств. Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления. Освоение учебнотренировочного материала. Исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
7. Освоение навыков концертной деятельности.
Теоретические занятия. Уроки сценического мастерства – подготовка к выступлению,
правила поведения на сцене. Настрой на положительный результат и стимулирование
желания выступать на сцене.
Практические занятия. Концертные выступления. Анализ выступления.
Форма контроля: опрос, прослушивание, отчетный концерт, педагогическое наблюдение.
8

8. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов учебного года. Повторение теоретического
материала. Повторение выученных произведений. Планирование самостоятельной работы
на каникулах.
Форма контроля: контрольное занятие, отчетный концерт.
Прогнозируемые результаты 1-го года обучения
По окончании 1-го года обучения учащиеся должны обладать следующими
ЗУНами:
 знать правила техники безопасности при эксплуатации музыкального
инструмента (клавишный синтезатор);
 знать конструкцию музыкального инструмента, его основные части;
 знать основные выразительные возможности клавишного синтезатора;
 знать базовые компоненты музыкальной теории в соответствии с
программными требованиями 1-го года обучения;
 знать простые музыкальные жанры;
 уметь подготовить музыкальный инструмент к работе;
 уметь выстраивать целесообразные игровые движения;
 уметь применять в своей творческой практике простейшие приемы
аранжировки музыки для синтезатора;
 уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
 освоить правильную посадку и постановку рук;
 приобрести навык исполнения доступных музыкальных произведений по
нотам и наизусть.
По окончании 1-го года обучения у детей должны быть воспитаны следующие
качества:
 интерес к творческому труду и умение работать;
 дисциплинированность;
 умение заботиться о своём физическом здоровье;
 способность к простейшей критической оценке своей творческой
деятельности.
Оценка качества знаний учащихся 1-го года обучения
Для оценки качества знаний учащихся 1-го года обучения используются
следующие формы (обязательные):
 контрольное занятие;
 тестирование;
 отчётный концерт.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкальнотеоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть). Регулярность проведения –
2 раза в год.
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических
знаний. Регулярность проведения – 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том числе
навыки концертной деятельности. Регулярность проведения – 1 раз в год (в конце
учебного года).
Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для
проверки усвоения практических навыков учащихся в 1-й год обучения могут
применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), творческая выставка («Мы рисуем
музыку» и пр.), концерты объединения и пр.
9

В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность
обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний,
высокий).
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой
фиксируются в журнале.
Второй год обучения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Тема

Количество часов
Всего

Теория Практика

Форма аттестации/
контроля

Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда.
Работа над развитием
музыкальных способностей.

1

1

-

Опрос

6

-

6

3

Основы музыкальной теории.

5

4

1

4

Освоение инструмента.

5

-

5

5

Работа над музыкальным
репертуаром.

32

2

30

6

Освоение навыков чтения нот с
листа.

8

1

7

7

Освоение навыков ансамблевой
игры.

4

1

3

8

Освоение навыков концертной
деятельности.

4

1

3

9

Итоговое занятие.

1

-

1

Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
тестирование,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
занятие,
прослушивание,
отчетный концерт,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
занятие, отчетный
концерт

66

10

56

1
2

Итого:

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Теоретические занятия. Цели и задачи объединения в учебном году. Проведение
инструктажа по охране труда. Правила безопасности во время занятий в объединении.
10

Правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный
синтезатор).
Форма контроля: опрос.
2. Работа над развитием музыкальных способностей.
Практические занятия. Слушание музыкальных произведений, определение характера,
содержания. Запоминание произведений наизусть. Выполнение творческих заданий:
художественное изображение музыки, составление проекта аранжировки, подбор
звуковых средств.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
3. Основы музыкальной теории.
Теоретические занятия. Повторение пройденного теоретического материала.
Музыкальные жанры и формы. Тональности до 3-х знаков. Интервалы. Аккорды.
Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Фразировочная лига. Знаки повторения и
сокращения.
Практические занятия. Чтение нотного текста. Работа на клавиатуре. Правильное
прочтение обозначений и терминов.
Форма контроля: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.
4. Освоение инструмента.
Практические занятия. Учебно-тренировочный материал на клавиатуре. Освоение
передней панели клавишного синтезатора. Дальнейшее освоение режимов игры.
Подробное изучение функции автоаккомпанемента (разделы). Освоение исполнительских
функций. Эффекты. Исполнение доступных пьес в разных режимах.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
5. Работа над музыкальным репертуаром.
Теоретические занятия. Знакомство с произведением, прослушивание. Практические
занятия. Сведения о композиторе, эпохе, стиле. Разбор нотного текста. Форма и фактура
произведения. Анализ выразительных и технических средств. Освоение учебнотренировочного материала. Работа над развитием пальцевой техники. Овладение
исполнительскими штрихами. Регуляция звучания. Разучивание музыкальных
произведений. Работа над художественной интерпретацией музыкального образа.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
6. Освоение навыков чтения нот с листа.
Теоретические занятия. Правила чтения музыкальных произведений с листа.
Особенности нотации для синтезатора.
Практические занятия. Чтение с листа знакомых мелодий. Исполнение основных
аккордов в буквенном обозначении левой рукой. Детальный разбор музыкальных
произведений.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
7. Освоение навыков ансамблевой игры.
Теоретические занятия. Правила игры в ансамбле.
Практические занятия. Ритмический ансамбль с педагогом. Исполнение ансамблем
доступных пьес. Одновременное слышание ансамбля в целом. Умение слышать других.
Умение слышать свою партию. Ощущение общей метроритмической пульсации.
Согласованность в приёмах звукоизвлечения.
Форма контроля: опрос, прослушивание, педагогическое наблюдение.
11

8. Освоение навыков концертной деятельности.
Теоретические занятия. Уроки сценического мастерства – подготовка к выступлению,
правила поведения на сцене. Настрой на положительный результат и стимулирование
желания выступать на сцене.
Практические занятия. Концертные выступления. Анализ выступления.
Форма контроля: контрольное занятие, прослушивание, отчетный концерт,
педагогическое наблюдение.
9. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов учебного года. Повторение теоретического
материала. Повторение выученных произведений. Планирование самостоятельной работы
на каникулах.
Форма контроля: контрольное занятие, отчетный концерт.
Прогнозируемые результаты 2-го года обучения
По окончании 2-го года обучения учащиеся должны обладать следующими
ЗУНами:
 знать правила техники безопасности при эксплуатации музыкального
инструмента (клавишный синтезатор);
 знать выразительные возможности клавишного синтезатора;
 знать основные группы голосов и паттернов музыкального инструмента;
 знать базовые компоненты музыкальной теории в соответствии с
программными требованиями 2-го года обучения;
 знать простые музыкальные жанры;
 уметь подготовить музыкальный инструмент к работе;
 уметь применять в игровой практике различные приёмы, связанные с
артикуляцией, динамикой и пр.;
 уметь аранжировать для клавишного синтезатора простейшие музыкальные
произведения;
 уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
 приобрести навык игры в ансамбле;
 приобрести навык исполнения доступных музыкальных произведений по
нотам и наизусть;
 приобрести навык концертных выступлений.
По окончании 2-го года обучения у детей должны быть воспитаны следующие
качества:
 интерес к различным видам музыкального творчества на основе ЭМИ;
 дисциплинированность;
 трудолюбие;
 активность;
 умение заботиться о своём физическом здоровье;
 способность к критической оценке своей творческой деятельности.
Оценка качества знаний учащихся 2-го года обучения
Для оценки качества знаний учащихся 2-го года обучения используются
следующие формы (обязательные):
 контрольное занятие;
 тестирование;
 отчётный концерт.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкальнотеоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
12

(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа простейший
произведений). Регулярность проведения – 2 раза в год.
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических
знаний. Регулярность проведения – 1 раз в год (в конце учебного года).
На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том числе
навыки концертной деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения – 1 раз в
год (в конце учебного года).
Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для
проверки усвоения практических навыков учащихся во 2-й год обучения могут
применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), концерты объединения и пр.
В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность
обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний,
высокий).
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой
фиксируются в журнале.

№
п/п

Тема

Третий год обучения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Всего

Теория Практика

Форма аттестации/
контроля

Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда.
Работа над развитием
музыкальных способностей.

1

1

-

Опрос

5

-

5

3

Основы музыкальной теории.

5

-

5

4

Освоение инструмента.

7

3

4

5

Работа над музыкальным
репертуаром.

32

2

30

6

Чтение нот с листа.
Самостоятельный разбор
музыкальных произведений.

8

1

7

7

Игра в ансамбле.

4

1

3

8

Освоение навыков концертной
деятельности.

3

1

2

Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
тестирование,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
занятие,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
занятие,
прослушивание,

1
2

13

9

Итого:

Итоговое занятие.

1

-

1

66

9

57

отчетный концерт,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
занятие,
отчетный концерт,
выпускное
прослушивание

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Теоретические занятия. Цели и задачи объединения в учебном году. Проведение
инструктажа по охране труда. Правила безопасности во время занятий в объединении.
Правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный
синтезатор).
Форма контроля: опрос.
2. Работа над развитием музыкальных способностей.
Практические занятия. Слушание музыкальных произведений, определение характера,
содержания. Запоминание произведений наизусть. Выполнение творческих заданий:
художественное изображение музыки, освоение простейших приёмов аранжировки
(проект аранжировки, подбор звуковых средств).
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
3. Основы музыкальной теории.
Практические занятия. Повторение и закрепление изученного теоретического материала.
Форма контроля: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.
4. Освоение инструмента.
Практические занятия. Учебно-тренировочный материал на клавиатуре. Освоение
передней панели клавишного синтезатора. Дальнейшее освоение режимов игры.
Подробное изучение функции автоаккомпанемента (разделы). Освоение исполнительских
функций. Освоение эффектов. Исполнение доступных разнохарактерных музыкальных
произведений пьес в разных режимах.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
5. Работа над музыкальным произведением.
Теоретические занятия. Знакомство с произведением, прослушивание. Практические
занятия. Чтение нотного текста. Анализ выразительных и технических средств.
Самостоятельное разучивание музыкального произведения. Работа над художественной
интерпретацией музыкального образа. Освоение учебно-тренировочного материала.
Исполнение произведения по нотам и наизусть.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
6. Чтение нот с листа. Самостоятельный разбор музыкальных произведений.
Теоретические занятия. Рекомендации по организации самостоятельной работы дома.
Практические занятия. Чтение с листа доступных музыкальных произведений.
Детальный разбор музыкального произведения, анализ музыкального текста и
технических средств. Самостоятельный разбор и исполнение доступных музыкальных
произведений.
Форма контроля: опрос, прослушивание, педагогическое наблюдение.
14

7. Игра в ансамбле.
Теоретические занятия: Правила игры в ансамбле. Ансамбль, составы ансамблей,
фактура.
Практические занятия: Формирование навыков игры в ансамбле. Ансамбль с педагогом,
с другими учащимися. Исполнение ансамблем доступных пьес.
Форма контроля: опрос, прослушивание, педагогическое наблюдение.
8. Освоение навыков концертной деятельности.
Теоретические занятия. Уроки сценического мастерства – подготовка к выступлению,
правила поведения на сцене. Настрой на положительный результат и стимулирование
желания выступать на сцене.
Практические занятия. Концертные выступления. Анализ выступления.
Форма контроля: контрольное занятие, прослушивание, отчетный концерт,
педагогическое наблюдение.
9. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов обучения. Повторение основного
теоретического материала. Составление репертуарного списка. Исполнение музыкальных
произведений. Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Форма контроля: контрольное занятие, отчетный концерт, выпускное прослушивание.
Прогнозируемые результаты 3-го года обучения
По окончании 3-го года обучения учащиеся должны обладать следующими
ЗУНами:
 знать правила техники безопасности при эксплуатации музыкального
инструмента (клавишный синтезатор);
 знать основные художественные возможности клавишного синтезатора;
 знать базовые компоненты музыкальной теории, необходимые для
осуществления исполнительской деятельность на инструменте в
соответствии с программными требованиями;
 уметь подготовить музыкальный инструмент к работе;
 уметь ориентироваться в понятиях музыкальной теории и применять
правила и закономерности в процессе электронного музицирования;
 уметь пользоваться в своей музыкальной деятельности специфическими
средствами клавишного синтезатора;
 уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
 уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
 овладеть навыками исполнительской техники;
 приобрести навыки ансамблевой игры;
 приобрести навык концертных выступлений;
 приобрести навыки самостоятельной работы.
По окончании 3-го года обучения у детей должны быть воспитаны следующие
качества:
 устойчивый интерес к электронному музицированию;
 творческая самостоятельность;
 дисциплинированность;
 трудолюбие;
 художественно-творческая активность;
 умение заботиться о своём физическом здоровье;
 общая и сценическая культура поведения;
 творческий самоконтроль.
15

Оценка качества знаний учащихся 3-го года обучения
Для оценки качества знаний учащихся 3-го года обучения (выпускников)
используются следующие формы (обязательные):
 контрольное занятие;
 тестирование;
 отчётный концерт;
 выпускное прослушивание.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкальнотеоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа простейший
произведений, самостоятельный разбор произведений). Регулярность проведения – 1 раз в
год.
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических
знаний. Регулярность проведения – 1 раз в год (в конце учебного года).
На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том числе
навыки концертной деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения – 1 раз в
год (в конце учебного года).
На выпускном прослушивании оцениваются практические навыки учащихся,
приобретённые за время обучения. Регулярность проведения – 1 раза в год (в конце
учебного года).
Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для
проверки усвоения практических навыков учащихся в 3-й год обучения могут
применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), творческая выставка («Мы рисуем
музыку» и пр.), концерты объединения и пр.
В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность
обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний,
высокий).
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой фиксируются
в журнале.
Планируемые результаты
В итоге реализации программы «Клавишный синтезатор» учащиеся должны
овладеть необходимыми ЗУНами для осуществления исполнительской деятельности на
музыкальном инструменте (клавишный синтезатор), в том числе:
 ознакомиться с основными историческими сведениями о музыкальном
инструменте;
 знать основные художественные возможности клавишного синтезатора
(звуковой материал, приёмы управления фактурой музыкального звучания,
интерактивные фактурные заготовки и пр.);
 получить базовые знания по музыкальной грамоте и теории, необходимые
для осуществления исполнительской деятельность на инструменте в
соответствии с программными требованиями;
 знать основные приёмы и особенности игры на клавишном синтезаторе;
 уметь грамотно читать нотный текст;
 уметь ориентироваться в понятиях музыкальной теории (гармония, фактура,
инструментовка, звукорежиссура, композиционная форма) и применять
правила и закономерности в процессе электронного музицирования;
 уметь пользоваться в своей музыкальной деятельности специфическими
средствами клавишного синтезатора (многотембровость, звукорежиссерская
обработка, звуковой синтез, автоаккомпанемент и пр.);
 уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
 уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
16

 овладеть навыками исполнительской техники (постановка рук, навык

позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, специфических
навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на
электронной клавиатуре и пр.);
 владеть практическими навыками музыкально-творческой деятельности
(исполнение музыкальных произведений, чтение с листа, игра в ансамбле,
электронная аранжировка простейших произведений);
 приобрести навыки ансамблевой игры;
 приобрести навык концертных выступлений;
 приобрести навыки самостоятельной работы и творческого самоконтроля.
Работа над приобретением и совершенствованием полученных ЗУНов находится в
неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности учащихся,
расширением их художественного и общекультурного кругозора, активизацией
творческих и познавательных сил. В результате обучения по данной программе у
учащихся формируются, в том числе, мировоззрение и моральные качества,
воспитывается воля, дисциплина, активность и характер детей, интерес к творческому
труду и умение работать, прививаются такие качества как правдивость, приветливость,
открытость, уважение к старшим и чувство товарищества, воспитанники учатся
заботиться о своём здоровье и физическом развитии, а также закладываются основы
сценической культуры, изящества и благородства жестов и осанки, культуры речи.
Условия реализации программы
Занятия по программе «Клавишный синтезатор» проводятся на базе МКУ ДО ДДТ
«Радуга».
Для реализации дополнительной образовательной программы «Клавишный
синтезатор» необходимы:
материально-технические условия
 инструмент (клавишный синтезатор Yamaha PSR-E…);
 пюпитр;
 нотные сборники, учебники;
 необходимый для работы инвентарь (стол, стулья и т. д.) и пр.
художественно-эстетическое оформление – в соответствии с профилем детского
образовательного учреждения.
Программа «Клавишный синтезатор» применяется в учебно-воспитательном
процессе МКУ ДО ДДТ «Радуга» на занятиях объединения «Юный музыкант»
квалифицированным педагогом по классу синтезатора.
Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации программы является выпускное
прослушивание учащихся-выпускников (в конце 3-го учебного года).
Формами подведения промежуточных итогов реализации программы (в течение
каждого учебного года) являются следующие: контрольные занятия, тестирование,
отчётный концерт.
Учащиеся, успешно справляющиеся с учебной программой, также принимают
участие в конкурсах, выставках, концертной деятельности объединения.
Проверка музыкально-теоретических знаний и практических игровых навыков
учащихся ведётся согласно разработанным требованиям к данной программе. Показатели,
творческие достижения и уровень овладения программой каждого учащегося
фиксируются в журнале.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, на котором подводятся итоги
работы за год (за весь период обучения), даются рекомендации для самостоятельной
17

работы во время летних каникул, определяются перспективы работы на будущий учебный
год.
В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность
обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний,
высокий).
Низкий уровень: с обязательными требованиями программы не справляется.
Средний уровень: успешно выполняет обязательные требования программы.
Высокий уровень: успешно выполняет обязательные требования программы,
принимает участие в конкурсах, выставках, концертной деятельности объединения.
Уровень овладения программой каждого учащегося, а также текущие показатели и
творческие достижения фиксируются в журнале.
Оценочные материалы:
- опросники.
Методические материалы
Для эффективного решения поставленных задач на занятиях объединения
применяются разнообразные методы обучения, в том числе: общедидактические методы
(словесный, наглядный, практический и пр.), методы, направленные на привитие
духовных ценностей музыкальной культуры (метод создания художественного контекста,
метод размышления о музыке, метод осознания личностного смысла музыкального
произведения и пр.), методы, направленные на стимулирование музыкально-творческой
деятельности (разнообразие форм урочной деятельности, подбор увлекательных и
посильных заданий, создание доброжелательного психологического климата и пр.).
Выбор методов обучения на занятиях объединения зависит от возрастных
особенностей учащихся, уровня развития их музыкального и жизненного
психологического опыта и т.д. Функциональная пригодность различных методов не остаётся
постоянной на всём протяжении учебного процесса, интенсивность применения одних методов
возрастает, других – снижается.
Программа обучающего курса «Клавишный синтезатор» построена на основных
принципах развивающего обучения, а именно:
 развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся;
 увеличение меры теоретической ёмкости знаний;
 увеличение объёма, используемого в учебно-педагогической работе
материала;
 ускорение темпов прохождения учебно-педагогического материала.
Музыкально-эстетическая направленность данной программы предполагает
определённую специфику общедидактических педагогических понятий и положений,
обусловленную особенностями музыки как вида искусства.
Основные дидактические принципы музыкальной педагогики:
 принцип систематического и последовательного обучения (занятия должны
посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно;
последовательность и систематичность применяемых методов имеет важное
значение для формирования музыкальных ЗУНов; принцип включает
требования: связывание незнакомого материала со знакомым, изложение от
простого к сложному с раскрытием между ними причинно-следственных
связей и с подведением к необходимым обобщениям);
 принцип сознательного усвоения знаний (антипод авторитарных методик
преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренажа по формуле
«чем больше, тем лучше»; требует от воспитанника умения самостоятельно
разобраться в темпах, знаках, аппликатуре и пр.; сознательная работа
формирует собственный подход к изучению произведения, индивидуальный
метод организации работы, в итоге – самостоятельность мышления и
интерпретации);
18

принцип прочного усвоения знаний (последовательное накопление
музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого
произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки; предполагает
развитие общей и музыкальной памяти учащегося, умение использовать
накопленный опыт в новых условиях);
 принцип доступности обучения (в музыкальном обучении доступность
связана с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их
одарённости, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению);
 принцип наглядности обучения (внешняя опора внутренних действий,
совершаемых учащимся под руководством педагога в процессе овладения
знаниями; в музыкальной педагогике используется два вида наглядности: показ
(иллюстрация) и объяснение);
 принцип индивидуального подхода (ставится в музыкальной педагогике на
первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому
учащемуся черт, свойств и особенностей, составляющих творческую
музыкальную индивидуальность);
 принцип активности (выдвигается как признание ведущей роли педагога в
музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности
учащегося на всех стадиях учебного процесса).
Реализация задач программы осуществляется путём применения различных
методов и приёмов организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности.
Используемые методы и приёмы организации учебно-воспитательного
процесса:
1. по источнику знаний (традиционная классификация)
 словесный метод (беседа, объяснение, лекция и пр.);
 наглядный (наглядно-слуховой) метод (демонстрация музыкальных
произведений, наблюдение-осмысление характера развития музыкальных
интонаций и пр.);
 практический (художественно-практический) метод (активные действия
учащегося в процессе его общения с музыкой (упражнения, разучивание
произведений), показ педагогом исполнительских приёмов игры на
музыкальном инструменте и пр.);
 работа с книгой (чтение нотного текста, изучение, анализ и пр.);
 видеометод (прослушивание и просмотр записей, самоконтроль и пр.).
2. по типу познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)
 объяснительно-иллюстративный (учащиеся получают и усваивают знания в
«готовом» виде);
 репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);
 проблемное изложение (учащиеся – наблюдатели исследования проблемы);
 частично-поисковый (решения задач под руководством педагога);
 исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы обучения, помимо приёмов также сопровождаются средствами обучения, в
том числе дидактическим материалом, с помощью которого педагог осуществляет учебновоспитательный процесс.
Используемый дидактический материал: таблицы, схемы, картины, фотографии,
дидактические карточки, памятки, нотная и специальная литература, раздаточный
материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные
программные средства и пр.
Используемые формы организации учебно-воспитательной работы:


19

 индивидуальная (основной форма организации учебно-воспитательной
работы в объединении);
 индивидуально-групповая (2-4 учащихся);
 коллективная (творческого взаимодействия между учащимися (ансамбль);
 массовая (одновременная работа со всеми учащимися);
 коллективно-групповая (выполнение заданий малыми группами с
последующим обобщением).
Основные применяемые формы занятий в объединении: комбинированное
занятие, практическое занятие, теоретическое занятие, ансамбль, лекция, музыкальная
гостиная, конкурс, концерт, репетиция и пр.
Каждое занятие в объединении включает проверку домашнего задания, освоение
нового материала, повторение, закрепление изученного.
Примерная схема занятия в объединении состоит из следующих частей:
 проверка домашней работы;
 объяснение новой проблемы, её названия, значения приведённого сведения
или навыка;
 определение основных положений и правил для усвоения навыка;
 определение методов работы, направленных на закрепление данного навыка
путём самостоятельной домашней работы учащегося;
 демонстрация способа работы на одном или нескольких заданиях под
контролем педагога;
 устное обобщение прорабатываемых проблем, выполненное учащимся;
 поручение
домашней
работы,
цель
которой
–
закрепление
соответствующего знания или навыка.
Дополнительные формы учебно-воспитательной работы:
 самостоятельная домашняя работа учащихся;
 самообразование учащихся (чтение книг о музыке и музыкантах, об
искусстве; поиск информации о цифровой музыке, посещение концертов,
экскурсий и пр.).

20

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Список литературы
Список использованной литературы
Ахрамович Т. В., Юмаева Е. А. Пособие по общему курсу фортепиано. – СПб.:
СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2003.
Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. – Москва.:
Хобби-Центр, 2001.
Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового
инструментария. – Москва: Институт новых технологий, 2008.
Красильников И. М. Примерные программы по учебным дисциплинам
«клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия
компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных
отделений школ искусств. – Москва: Министерство культуры Российской
Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию,
2002.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие. –
Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Николаев А. А. (сост.) Школа игры на фортепиано. – М.: МУЗЫКА, 2004.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – Москва: Педагогическое
общество России, 2004.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для ВУЗов. Книга 1, 2. –
Москва: ВЛАДОС, 2003.
Прасолова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей
дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных
заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.
Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических
ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Список литературы для учащихся и родителей
Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. – М.: Теревинф, 2000.
Великие композиторы. – De Agostini UK Ltd. Юнивест-Маркетинг, Киев, Украина,
2006.
Ганон Ш. Л. Пианист-виртуоз. 60 упражнений. – Будапешт: «Музыка», 1964.
Горбачева Е. Г. (сост.) Популярная история музыки. – М.: «Вече», 2002.
Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры. – М.: Росмэн, 2004.
Живайкин П. Школа блюза, буги-вуги и рок-н-рола. Практическое пособие для
начинающих и опытных пианистов. – М.: Хобби-Центр, 2001.
Истомин С. В. Я познаю мир. Музыка: детская энциклопедия. – М.: АСТ,
Астрель, Люкс, 2005.
Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. – М.: Дека-ВС, 2006.
Кошлина И. Музыкальный букварь. – М.: ЭКСМО, 2002.
Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора
или фортепиано. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Литовко Ю. Музыкальный букварь. – СПб.: «Союз художников», 2004.
Михеева Л. В. Словарь юного музыканта. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
Петренко Л. Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара.
Выпуск 1. – М.: Музыка, 2002.
Сергеев В. Д. Где живут ноты. – М.: «Горизонт», 1991.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации.
Пособие для преподавателей, детей и родителей. – М.: ЦДСК, 1994.
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».