Рабочая программа по уч.предмету Занимательное ФОРТЕПИАНО

Управление учреждениями образования
Администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
Принята:
на заседании
Педагогического совета
от ___._______2024г.
протокол №________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
______________В.И. Максимова
«__»____________2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ФОРТЕПИАНО»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
срок обучения – 4 года
возраст обучающихся – 6,6-14 лет

Составитель:
Шайдуллина Лилия Рафиковна
преподаватель
МБУ ДО «Уинская ДШИ»

с.Уинское, 2024 г.

Организация –разработчик:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Уинская
детская школа искусств»

Составитель:
Шайдуллина Л.Р., преподаватель МБУ ДО «Уинская ДШИ»

Программа по учебному предмету «Занимательное фортепиано»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
составлена:
в соответствии с
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ.
на основе:
 Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо
Министерства культуры РФ от 19 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ)

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цель и задачи учебного предмета;
- структура программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации
программы.
I.

II.

Содержание учебного предмета
- сведения о затратах учебного времени;
- учебный план;
- годовые требования.

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
критерии оценки.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- методические рекомендации педагогическим работникам;
- методические
рекомендации по организации самостоятельной
работы.

VI.

Список литературы и средств обучения
- учебно-методическая литература;
- список нотной литературы;
- используемая литература.

I.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
– инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и
взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и
основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными
образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные
образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Программа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», №
273-ФЗ от 29.12 2012 года (в соответствии со статьями 3 и 5)
Типового
положения
об
образовательном
учреждении
дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и
науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504;
- Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств
в детских школах искусств по видам искусств
Данная программа разработана для занятий с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, учитывает физические, возрастные,
индивидуальные особенности учащихся и построена на принципах:
- индивидуального подхода – максимального развития природных
способностей ребенка, психофизиологических особенностей, составляющих
его музыкальную индивидуальность;
- доступности обучения, в том числе, на основе подбора учебного
музыкального материала с учетом состояния здоровья, физических
возможностей детей и степени продвинутости обучающихся;
- последовательности и постепенности обучения (от простого к
сложному);
- наглядности обучения – показа (иллюстрации) и объяснения.
Особенностью программы является принцип построения занятия,
которое обязательно включает в себя различные виды деятельности
(пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты,
чтение нот с листа, формирование исполнительских приемов). Учитывая
психофизиологические
особенности
обучающихся,
введены
также
упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для

развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется импровизации,
подбору.
Данная программа (срок обучения 4 года) предполагает достаточную
свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие
интересов самого обучающегося.
Актуальность программы: программа по обучению игре на фортепиано
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на
развитие их адаптационных механизмов, улучшение навыков социального
взаимодействия и общественного поведения, развитие творческих
способностей.
2. Срок реализации учебного предмета
При реализации программы в области искусств «Занимательное
фортепиано» для обучающихся с ОВЗ со сроком обучения 4 года,
продолжительность учебных занятий с первого по четвертые годы обучения
составляет 35 недель в год. Возраст детей, приступающих к освоению
программы, 7 – 14 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию программы обучающихся с
ОВЗ: аудиторные занятия - 2 часа в неделю, самостоятельные занятия – 2 часа
в неделю.
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)

4 года
560
280
280

Общая трудоемкость программы «Занимательное фортепиано» для
обучающихся с ОВЗ при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из
них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.
Для обучающихся, поступивших в первый класс в возрасте 6 лет:
максимальная нагрузка составляет 556 часов, из них: 278 – аудиторные
занятия, 278 – самостоятельная работа.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Индивидуальная (по 2 часа в неделю), возможно чередование
индивидуальных
и
мелкогрупповых
(от
2-х
человек)
занятий,
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические
особенности, позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.

Возможно использование дистанционных форм обучения: онлайн – урок,
онлайн - консультация, аудио и видео – урок (продолжительность урока – 30
минут).
5. Цель и задачи
Цель: нравственное и эстетическое воспитание личности ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих
способностей, способствующих адаптации его в социуме.
Задачи:
Образовательные:
- научить игре на фортепиано.
- сформировать представление о музыкальных терминах и обозначениях
Развивающие:
- развить координацию: движений, интонационно-слуховых и мыслительных
процессов.
- содействовать развитию образно-эмоциональной сферы.
- развить познавательный интерес, мышление, воображение, восприятие.
- развить творческие исполнительские и импровизационные способности,
используя сохраненные функции организма.
Воспитательные:
- воспитать общую и сценическую культуру поведения.
- воспитать трудолюбие и целеустремленность.
- воспитать музыкальный вкус и устойчивый интерес к музыке.
- формировать навыки коммуникативного общения через создание ситуации
успеха, обстановки доброжелательности и сотрудничества с целью
социализации детей с ОВЗ.
6. Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
8. Описание

материально-технических
условий
реализации
программы
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II.
Содержание
1. Сведения о затратах учебного времени
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в
области искусств «Занимательное фортепиано» для обучающихся с ОВЗ рассчитана
на 4 года. В реализации учебного материала по годам обучения учтён принцип
систематического и последовательного обучения.
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2

2-й год
3
4

3-й год
5
6

4-й год
7
8

16

19

16

19

16

19

16

19

32

38

32

38

32

38

32

38

280

32

38

32

38

32

38

32

38

280

64

76

64

76

64

76

64

76

560

Затраты учебного времени для обучающихся, поступивших в первый
класс в возрасте 7 лет:
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

18

16

19

16

19

16

19

Аудиторные
занятия

32

36

32

38

32

38

32

38

278

Самостоятельная
работа

32

36

32

38

32

38

32

38

278

Максимальная
учебная нагрузка

64

72

64

76

64

76

64

76

556

Виды внеаудиторной работы:
 подготовка к контрольным урокам и зачету;
 подготовка к концертным выступлениям;
 участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2.Учебный план
Первый год обучения
Разделы
Всего
часов
Знакомство с инструментом
2
Донотный период
4
Изучение нотной грамоты
6
Постановка рук
8
Развитие технических навыков
16
Ансамбль
16
Работа над эмоционально-художественным
16
развитием
Контрольные уроки и выступления
2
Итого:
70
Второй год обучения
Разделы
Всего
часов
Работа над развитием навыков чтения
16
нотного текста
Работа над развитием координации
7
Работа над аппликатурой
8
Работа
над
звуковым
решением
10
произведения

Теория

Практика

1
1
2
2

1
3
4
8
16
16
14

6

2
64

Теория

Практика

2

14

1
2
2

6
6
8

Работа над игровыми приемами
упражнениями
Ансамбль
Контрольные уроки и выступления
Итого:

и

10

1

9

16
3
70

8

16
3
62

Третий год обучения
Разделы
Всего часов Теория
развитием навыков чтения
16
2

Работа над
нотного текста
Работа над аппликатурой
Работа над звукоизвлечением
Работа над полифонией
Работа над игровыми приемами и
упражнениями
Работа над
развитием технических
навыков
Ансамбль
Контрольные уроки и выступления
Итого:

7
7
7
7

1
2
2
2

6
5
5
5

8

2

6

14
4
70

11

14
4
59

Четвертый год обучения
Разделы
Всего часов Теория
развитием навыков чтения
16
2

Работа над
нотного текста
Продолжение
работы
над развитием
технических навыков
Работа над педалью
Работа над полифонией
Работа над крупной формой
Работа над художественным образом
произведения
Ансамбль.
Контрольные уроки, итоговый зачет и
выступления
Итого:

Практика
14

Практика
14

7

1

6

5
8
7
7

1
2
2
2

4
6
5
5

16
4

-

16
4

70

10

60

2. Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
В течение всех лет обучения преподаватель должен:
- ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи
произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля, с
музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе
музыкальные произведения.
Содержание изучаемого предмета
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами
игры, знакомство со штрихами non legato, staccato. Знакомство с нотной
грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху и пение от разных
звуков песенных попевок, а затем на протяжении всего года - песен
(например, «Во поле береза стояла»).
Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов
звукоизвлечения. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного
текста.
Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с
преподавателем простейших пьес в четыре руки). Вовлечение ребенка в
область художественного творчества, выявление его индивидуальных
склонностей.
Знакомство со строением мажорной гаммы, главные звуки в ладу.
Знание понятий "лад", "тональность". Технические требования: мажорные
гаммы (2 по выбору) в одну октаву каждой рукой отдельно, арпеджио по 3
звука каждой рукой отдельно в две октавы.
Разучивание в течение года 5-6 разнохарактерных произведений из
"Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1
класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на
фортепиано.
За год учащийся должен выступить два раза на контрольном уроке в
конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома выставляются
педагогом по четвертям.
1 полугодие
2 полугодие

Контрольный
урок
Контрольный
урок

Исполнение пьесы и ансамбля
Исполнение двух разнохарактерных
пьес

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений:
Этюды
Беркович И. «Маленькие этюды» №1-14

Визная И. «Эхо»
Геталава О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»
Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19
Курочкин В. «Этюд»
Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: № 1-15; Соч. 160. 25 легких этюдов:
№ 1-20
Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева (по выбору)
Черни К. «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Гермера Ч. 1 №
1-6
Эрнесакс Г. « Едет паровоз»
Пьесы
Александров А. «Новогодняя полька»
Арроэ А. Эстонский народный танец.
Берлин П. «Марширующие поросята»
Бетховен Л. «Немецкий танец»
Волков В. «Солнечный зайчик», «Марш»
Галынин Г. «Зайчик»
Гедике А. «Заинька»
Гретри А. «Кукушка и осел»
Игнатьев В. «Марш барбоса»
Кабалевский Д. «Ежик», «Маленькая полька»
Кессельман В. «Маленький вальс»
Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»
Корепанов А. «Танцующий слон»
Книппер Л. «Полюшко-поле»
Кравченко Б. «Упрямый козлик»
Крутицкий М. «Зима»
Курочкин В. «Вальс»
Лонгшамп-Друшкевичова К. «Краковяк», «Полька», «На коньках», «Из
бабушкиных воспоминаний», «Марш дошкольников»
Любарский Н. «Курочка»
Ляховицкая С. «Где ты, Лека?»
Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»
Моцарт В. «Волынка»
Назарова-Метнер Т. «Латышская полька»
Парусинов С. «Марш»
Раутио В. «Танец»
Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»
Слонов Ю. «Вальс»
Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»
Стрибогг И. «Вальс петушков»

Торопова Н. «Маленький барабанщик», «Мелодия папы и мамы», «Веселые
зайчата», «Марш»
Филипп И. «Колыбельная»
Хаджиев П. «Светлячки»
Холминов А. «Дождик»
Шостакович Д. «Марш»
Штейбельт Д. «Адажио»
Полифонические произведения
Гайдн Й. «Менуэт» Фа-мажор
Гедике А. «Ригодон» ре-минор
Кригер И. Менуэт» ля-минор
Моцарт Л. «Менуэт» ре-минор
Сен-Люк «Бурре»
Сперонтес «Менуэт»
Телеман Г.Ф. «Пьеса»
Торопова Н. «Скрипка и виолончель»
Тюрк Д.Г. «Веселые ребята», «Маленький балет»
Шевченко С. «Канон»
Произведения крупной формы
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли в огороде»
Вилтон К. Сонатина До мажор
Дюбюк А. «Русская песня с вариациями»
Литкова И. Вариации на тему бел.нар песни «Савка и Гришка делали дуду»
Салютринская Т. «Сонатина»
Штейбельт Д. «Сонатина» До мажор
Щуровский Ю. Вариации на чешскую тему
Примерные исполнительские программы:
1. Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»
Польская нар. песня «Висла»
2. Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима"

Любарский Н. «Курочка»
3. Моцарт В. «Менуэт» Ре мажор

Мясковский Н. «Вроде вальса»
4. Кригер И. «Менуэт» ля минор

Старокадомский М. «Веселые путешественники»
5. Сен-Люк «Бурре»

Ч.н.п. «Аннушка», обработка Ребикова В.

2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано, звукоизвлечением. Элементы legato. Работа над
упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Работа над
пальцевой техникой на упражнениях различного вида, а также над развитием
навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов (квинта
секста)
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником
5-6 музыкальных произведений: разнохарактерные пьесы, пьесы с элементами
полифонии, произведения крупной формы, этюды на различные виды
техники.
Чтение с листа мелодии песенного характера с несложным
сопровождением в виде опорных звуков гармония в басу. Игра с
преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров.
Подбор по слуху песенных мелодий (например, «Заинька, попляши»,
«Маленькой ёлочке»). Опыты сочинения музыки, возможно на заданное
стихотворение, изображение звуками на инструменте сказочного образа,
досочинение мелодий, например ответных предложений.
Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух знаков
включительно в прямом движении в две октавы.
За год учащийся должен выступить два раза на контрольном уроке в
конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома выставляются
педагогом по четвертям.
1 полугодие
2 полугодие

Контрольный
урок
Контрольный
урок

Исполнение пьесы и ансамбля
Исполнение двух разнохарактерных
пьес

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений:
Этюды
Беренс Г. Этюд До мажор
Берлин Г. Соч.70 №33
Гедике А. Соч.32 №7
Гнесина Е. Этюд №48 Ре мажор
Гурлит К. Этюды №8, №15
Лемуан А. Соч.37 Этюд №17
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера Г. Ч.1:
№10,11,13-18,20,23-29
Шитте Л. Соч.108 25 маленьких этюдов: №16,»1-23; Соч.160 25 легких
этюдов: №23,24

Пьесы
Бах И.С. «Волынка»
Беркович И. «На опушке»
Бетховен Л. «Два косеза»,
«Сурок»
Волков В. «Вальс», «Мазурка», «Выход клоуна»
Гайдн Й. «Немецкий танец»
Гедике А. «Маленькое рондо», «Медленный вальс»
Гречанинов А. «Вальс», «Мазурка»
Дварионас Б. «Прелюдия»
Корепанов А. «Колыбельная»
Куперен Ф. «Кукушка»
Майкапар С. «Вальс», «Колыбельная», Маленький командир», «Мимолетное
видение», «Полька», «Раздумье», «Мотылек»
Ребиков В. «Дети вокруг елки»
Торопова Н. «Беззаботная прогулка», «Весна идет»
Тюрк Д.Г. «Детская кадриль», «Пьеса»
Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Марш деревянных
солдатиков»
Полифонические произведения
Бём Г. «Менуэт» Соль мажор
Гендель Г. «Сарабанда» ре минор, Фа мажор
Корелли А. «Сарабанда» ре минор
Коттинг Ф. «Куранта»
Моцарт В. «Менуэт» До мажор
Моцарт Л. «Полонез»
Шевченко С. «Канон»
Произведения крупной формы
Беркович И. «Сонатина» До мажор
Бейл А. «Сонатина» Соль мажор
Благой Д. «Маленькие вариации» соль минор
Клементи М. «Сонатина»№2 До мажор
Плейель И. «Сонатина» Ре мажор
Чичков Ю. «Маленькая сонатина»
Шафран А. «Маленькое рондо»
Шпиндлер Ф. «Сонатина» До мажор
Примерные исполнительские программы:
1. Левидова Д. Пьеса
Руббах А. «Воробей»
2. Моцарт Л. «Полонез»

Майкапар С. «Колыбельная»
3. Беркович И. «Сонатина» До мажор
Майкапар С. «Мимолётное видение»
3 год обучения
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником
6-7 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления: полифонические произведения, произведения крупной формы,
этюды на различные виды техники, разнохарактерные пьесы.
Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности первого
класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий.
Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух знаков
включительно в прямом движении в три октавы, хроматическая гамма от
«соль – диез» и «ре» в прямом движении, тоническое трезвучие и арпеджио
двумя руками.
За год учащийся должен выступить два раза на контрольном уроке в
конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома выставляются
педагогом по четвертям.
1 полугодие
2 полугодие

Контрольный
урок
Контрольный
урок

Пьеса и полифония (либо ансамбль)
Крупная форма и пьеса (либо
ансамбль)

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений:
Этюды
Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих»: № 23, 2932
Соч. 47 «30 лёгких этюдов» № 10, 16, 18, 21, 26
Соч. 58 «25 лёгких пьес» № 13, 18, 20 Гедике А.
«Этюд» Соль мажор
Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих» Тетр.4: №31, 33
Лак Т. Соч.172 «Этюды» № 5, 6, 8
Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» (по выбору)
Торопова Н. «Изящный этюд»
Черни К. Соч. 821 «Этюды» №5, 7, 24, 26, 33, 35
Черни К. «Избранные фортепианные этюды» под ред. Гермера,
Ч.1: №17, 18, 21-23, 25, 26, 28, 30-32, 34-36, 38, 41-43, 45,4 7
Шитте А. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9
Пьесы
Барток Б. «Пьеса»
Беркович И. «Танец куклы»

Вайнштейн Л. «Сицилиана»
Глинка М. «Чувство»
Гуммель И. «Аллегретто»
Жилин С. «Вальс»
Кабалевский Д. «Медленный вальс»
Корепанов Г. «Полька», «Шутливая песенка»
Косенко В. «Скерцино»
Майкапар С. «Росинки», «Детский танец
Меньюр Ж. «Вальс»
Ребиков В. «Восточный танец»
Сильванский Н. «Песня»
Шостакович Д. «Шарманка»
Полифонические произведения
Арман Ж. «Фугетта» До мажор
Бах И.К.Ф. «Аллегро» До мажор
Бенда Г. «Менуэт» соль минор
Гедике А. «Инвенция»
Гендель Г.Ф. «Менуэт» ре минор, «Фугетта» «Сарабанда» ре минор
Кригер И. «Сарабанда»
Куперен Ф. «Невинность»
Лядов А. «Подблюдная»
Марпург Ф.В. «Аллегретто» До мажор
Пасквини Б. «Ария» до минор
Рамо Ж.Ф. «Ригодон»
Тюрк Д.Г. «Аллегро»
Фишер И.К.Ф. «Чакона»
Щуровский Ю. «Канон»
Произведения крупной формы
Беркович И. «Сонатина» Соль мажор, «Рондо» Соль мажор
Бирюков Ю. «Сонатина» До мажор, «Лирическая сонатина»
Ванхаль И. «Рондо» Ля мажор
Гурлит К. «Сонатина» До мажор
Диабелли А. «Сонатина» №1 «Рондо» Соч.151
Кабалевский Д. «Лёгкие вариации» Соч.51
Клементи М. «Сонатина» Соль мажор Ч.1,2; «Сонатина» До мажор Ч.2,3
Кулау Ф. «Сонатина» до мажор Соч. 55 Ч.1,2
Мелартин С. «Сонатина» Соль мажор
Миклашевский Л. «Сонатина» До мажор 1ч.
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Примерные исполнительские программы:
1. Бём Г. Менуэт

Жилин Н. «Вальс»
2. Перселл Г. Ария
Косенко В. «Скерцино
3. Арман Ж. «Фугетта» До мажор
Жилин Н. «Вальс»
4. Моцарт В. «Менуэт» До мажор
Бетховен Л. «Сурок»
4 год обучения
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником
6-7 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления: полифонические произведения, произведения крупной формы,
этюды на различные виды техники, разнохарактерные пьесы.
В 4 классе чтение с листа постепенно усложняется произведениями
различных жанров (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых
учеником). Игра в ансамбле, подбор по слуху мелодий.
Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех знаков в
прямом и расходящемся движении в две октавы, хроматические гаммы от
«соль – диез» и «ре» в прямом движении, тоническое трезвучие и арпеджио
двумя руками.
За год учащийся должен выступить два раза на контрольном уроке в
конце первого полугодия и на итоговом зачете. Оценки за работу в классе и
дома выставляются педагогом по четвертям.
1 полугодие
2 полугодие

Контрольный Прослушивание выпускной программы:
урок
два произведения на выбор или подбор
мелодии по слуху и ансамбль
Итоговый
Выпускная программа: два произведения на
зачет
выбор или ансамбль и подбор мелодии по
слуху

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений:
Этюды
Беренс Г. «32 избранных этюда» Соч. 61 № 1-3, 26
Бургмюллер Ф. Соч.109 «Этюд» № 1
Гедике А. Соч.47 «30 лёгких этюдов» № 20, 26
Голубовская И. «Этюд» До мажор
Киркор Г. Соч.15 «12 пьес-этюдов» №1
Лекуппе Ф. Соч.24 «Этюд» №12
Лемуан А. Соч.37 «Этюды» № 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50
Лешгорн А. Соч.66 «Этюды» №1-4

Торопова Н. «Неугомонная пчёлка» (этюд)
Черни К. «Избранные этюды» под ред.Гермера Ч.2 № 6, 8, 12; Соч. 299 № 1,
2, 4, 14
Пьесы
Беркович И. «Плясовая»
Гайдн Й. «Две пьесы»
Дварионас Б. «Вальс»
Кабалевский Д. «Кавалерийская», «Токката»
Караев К. «Задумчивость»
Климашевский В. «Мудрая черепаха»
Корепанов А. «Весенний день»
Коровицын В. Две пьесы из сюиты «Старинная сказка»
Майкапар С. Соч. 8 «Мелодия», Соч.33 «Элегия»
Меньюр Ж. «Испанский танец»
Парцхаладзе М. «Танец»
Пахульский А. «В мечтах»
Прокофьев С. Соч. 65 «Сказочка», «Прогулочка»
Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа-диез минор, ми
минор, «Полька», «Сказка»
Рамо Ж. «Скерцо»
Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»
Сигмейстер Э. «Пьеса» ля минор
Франк С. «Пьеса»
Чайковский П. «Вальс»
Цильхер П. «У гномов»
Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин»
Щуровский Ю. «Танец», «Утро»
Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка»
Хачатурян А. «Андантино»
Полифонические произведения
Альбиони Т. «Адажио»
Бём Г. «Прелюдия» Соль мажор
Гендель Г. Ф. «Куранта» Фа мажор, «Менуэт» ля минор, «Прелюдия» Соль
мажор
Глинка М. «Фуга» До мажор
Куперен Н. «Вольта»
Моцарт Л. «Ария» соль минор
Рамо Ж.Ф. «Жига» ми минор
Укр.нар.песня «Плывёт челн»
Произведения крупной формы
Ванхаль Я. «Аллегро» Соль мажор

Гендель Г. «Сонатина» Си-бемоль мажор
Диабелли А. Соч. 168 «Сонатина» №2,№3, №4 Ч.1,2
Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»
Душек Ф. «Соната» Си-бемоль мажор Финал
Дюссек Я. «Русская песня с вариациями», «Сонатина» До мажор Ч.1
Клементи М. Соч. 36 №3 «Сонатина» До мажор, №4 Фа мажор
Краузе А. Соч. 12 №3 «Сонатина» Ч.1
Кулау Ф. Соч. 55 №1 «Сонатина» До мажор, «Вариации на швейцарскую
тему»
Халаимов В. «Лёгкие вариации на тему чеш. нар. песни «Аннушка»
Чимароза Д. «Соната» №1 Соль мажор
Шпиндлер Ф. Соч. 157 №4 «Рондо», «Сонатина» №3 До мажор 1ч.
Примерные исполнительские программы:
1. Бетховен Л. «Сонатина» Фа мажор
Прокофьев С. «Сказочка»
2. Моцарт В. «Рондо» Фа мажор
Раков Н. «Сказка»
3. Шпиндлер Ф. Соч. 157 «Сонатина» № 4 (Рондо)
Дварионас Б. «Вальс»
4. Моцарт В. Аллегретто
Алябьев А. Пьеса соль минор
5. Бах И.С. «Маленькая прелюдия» До мажор
Кабалевский Д. «Клоуны»
6. Бах И.С. «Полонез» соль минор
Дварионас Б. «Вальс»
III. Требования к уровню подготовки обучающегося
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы для обучающихся с ОВЗ, который предполагает формирование
следующих знаний, умений, навыков, таких как:
1. Приобретение учащимися навыком игры на фортепиано в соответствии
с их возможностями и способностями.
2. Развитие творческих и исполнительских способностей.
3. Овладение навыками игры в ансамбле.
4. Развитие творческой активности, ответственности, исполнительской
воли, хорошего музыкального вкуса.
5. Успешная социализация учащихся с ОВЗ в обществе через участие в
концертах и конкурсах инструментального исполнительства.
6. Расширение музыкального кругозора учащихся с ОВЗ.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный
урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях
культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно
проведение контрольного урока в классном порядке.
Промежуточная аттестация проводится каждую четверть:
I полугодие – контрольный урок
II полугодие – переводной контрольный урок
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. По
состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет, может проходить
в форме академического концерта.
Формой промежуточной и итоговой аттестации может быть
дистанционный контрольный урок или зачет через социальные сети,
мессенджеры/чаты WhatsApp, Viber, Cкайп и др.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу
музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких
технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа
исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не
музыкально.
При оценивании обучающегося, осваивающего программу по учебному
«Основы фортепиано» для детей с ОВЗ, следует учитывать:
 формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
 степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
 особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное
развитие;
 развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
 развитие творческого потенциала;
 развитие музыкального мышления;
 овладение основными практическими умениями и навыками в
некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
ансамблевом исполнительстве;
 степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Четырёхлетний срок реализации программы позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные
занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных
самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения
к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой –
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме
и
содержанию. Необходимо учащегося познакомить с историей фортепиано,
рассказать о выдающихся пианистах и композиторах. Детям с ОВЗ проще
даются не многоплановые произведения, а одночастные или произведения в
одном характере.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, даётся в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Всё это определяет содержание индивидуального учебного плана
учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений
классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле.
Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки
в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических
умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы
гармонии, которые применяются при подборе по слуху.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально – игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Программа по обучению игре на фортепиано детей с нарушениями
моторики, а также предлагаемые в ней особые методические приемы могут
широко применяться в практике музыкального обучения и воспитания детей с
различными медицинскими диагнозами.
Задачи, которые мы ставим себе в работе с детьми с ОВЗ, направлены на
социализацию, адаптацию их в современной жизни и воспитание
полноценных и полноправных членов современного общества.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
Дети с ОВЗ отличаются большей усидчивостью и ответственностью в
исполнениях домашних заданий. Контроль и постоянная помощь родителей
очень важна в достижении положительного результата в обучении.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика, он составляет 2 часа в неделю.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Задачи должны быть ясно сформулированы в дневнике.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебно-методическая литература
1. Алексеев А. «Методика игры на фортепиано» 3 изд., М. «Музыка» 1978
2. Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой», М., 1990
3. Белых С.Л., Копотеева Г.Л. «Рекомендации по составлению рабочих
программ для педагогов сферы искусства и культуры» Ижевск, 2009
4. Коган Г. «Работа пианиста», М., «Классика 21в.», 2011
5. Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и
учебных программ ДМШ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс», Ростовна-Дону,2002
6. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста», М., «Музыка», 2011
7. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд., М., «Музыка» 1987
8. Петрушин В. «Музыкальная психология», М., «Эльга», 2008
9. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к
программе «Музыкальный инструмент для ДМШ (Музыкальных отделений
школ искусств)», М.,1989
10. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта»
2. Список нотной литературы:
1. «Школа игры на фортепиано»,ред.Белов, 1-4 классы
2. «Юный пианист», ред. Ройзман Л., Натансон Н.
3. «Этюды для начинающих», ред. Терентьева Н.
4. «Этюды», К.Черни-Г.Гермер
5. «50 этюдов»,Лемуан А.
6. «Избранные этюды», ред. Натансон Н.
7. «Маленькие этюды», Л.Шитте
8. «Школа игры на фортепиано», ред. Кувшинников, 1 кл.
9. «Полифонические пьесы», ред. Томакина С.
10. «Детский альбом», П. Чайковский
11. «Альбом для юношества», Р.Шуман
12. «Детская музыка», С. Прокофьев
13. «Пьесы для детей», Д. Шостакович
14. «Веселые нотки», сб. пьес «Феник», Ростов-на-Дону, 2008
15. «Музыкальная страна», сб. пьес Н.Торопова, Брянск
16. «Сонатины, рондо, вариации», ред. Ляховицкая С.
17. «Сонатины, вариации», ред. Левин М.
VI.

18. «Фортепианная музыка для детей и юношества», Выпуск 4,7,9
19. Сборник джазовых пьес для фортепиано, Мордасов Н., «Феникс», Ростовна-Дону, 2013
3. Используемая литература:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., «Музыка», 1978
2. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. - М., «Музыка», 1971
3. Золотарёва А. Дополнительное образование детей.- Ярославль, 2004
4. Карась С. Техника игры на фортепиано.- М., «Современная музыка», 2011
5. Каузова А., Николаева А.
Теория и методика обучения игре на
фортепиано.- М., «Владос», 2001
6. Климай Е. Начальный курс обучения игре на фортепиано.- М.,
«Современная музыка», 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».