Управление учреждениями образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.
ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
с. Уинское
- 2025 -
ПРИНЯТА:
на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Уинская ДШИ»
от « »
2025г.
протокол №
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО
«Уинская ДШИ»
В.И. Максимова
от « »
2025г.
Организация-разработчик:
Институт развития образования в сфере культуры и искусства, г.Москва;
Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.
Разработчики:
А.Ю.Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и
народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего образования
Российской Федерации
В.В.Демичева, преподаватель Орловской детской школы изобразительных
искусство и народных ремесел, народный мастер России, член Союза
художников России
Т.А.Маслова, преподаватель Орловской детской школы изобразительных
искусств и народных ремесел, народный мастер России
М.А.Семенова, преподаватель Орловской детской школы изобразительных
искусств и народных ремесел, народный мастер России, член Российского
творческого союза работников культуры
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития
образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель
Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
Колледжа
имени
Рецензент:
О.Ф.Чернышова, заведующая Детской художественной школой «Росток» при
Палехском художественном училище имени М.Горького, преподаватель
А.А.Яговитин, преподаватель Свердловского художественного училища имени
И.Д.Шадра
2
Содержание
3
4
Наименование раздела
стр
№
I.
Пояснительная записка
4
II.
Учебно-тематический план
10
III.
2.1. Первый год обучения
10
2.2. Второй год обучения
15
2.3. Третий год обучения
19
Содержание учебного предмета
11
3.1. Первый год обучения
12
3.2. Второй год обучения
16
3.3. Третий год обучения
20
IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся
23
V.
Формы и методы контроля, система оценок
24
VI.
Методическое обеспечение учебного процесса
25
VII.
Список литературы
28
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на
основании и с учетом:
-
Федеральных
предпрофессиональной
государственных
требований
общеобразовательной
к
программе
дополнительной
в
области
изобразительного искусства «Живопись»;
-
примерной программы, рекомендованной Институтом развития
образования в сфере культуры и искусства РОСКИ, Российским научно –
исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.
Лихачева (г. Москва, 2013г.).
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в
комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное
творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения
предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на
создание условий для познания учащимися приемов работы в различных
материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия
эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа составлена с учетом возрастных возможностей детей и
выстроена по принципу нарастания сложности поставленных задач. В заданиях,
связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса
обучения,
учатся
композиционный
организовать
центр
композиционную
формата,
учатся
плоскость,
обращать
учитывая
внимание
на
выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии,
учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания
об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел
также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
В программу включен региональный компонент, в рамках которого дети
знакомятся:
6
-
с национальными и культурными традициями Пермского края, нашего села и
Уинского района;
-
с народными промыслами и ремеслами Пермского края (Обвинская роспись,
камнерезный промысел, глиняная игрушка И.И.Канюкова и т.п.)
-
с творчеством художников и Народных мастеров Прикамья:
Гайсина
Насима, Шакирова Фаназия Ширбановна – традиционное ткачество, мастера
Уинского
района;
Иван
Иванович
Канюков
–
керамика,
с.Белоево
Кудымкарского района; Анатолий Моисеевич Овчинников - камнерез, с.
Красный Ясыл Ординского р-на, заслуженный художник РФ, член творческого
объединения "Камнерезное искусство России"; Ануза Сакаева – мастер по
изготовлению традиционной тюбетейки (с. Березники Бардымского района);
Татьяна Юрьевна Антонова – мастер по традиционной кукле (г. Чайковский).
и т.д.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных
форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание
музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных
работ.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Прикладное творчество» - 3 года (с 1
по
3
класс)
в
рамках
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Живопись» с 8(9)-летним сроком освоения.
В первый год продолжительность учебных занятий составляет 32 недели,
во второй и третий годы – по 33 недели.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из них: 196 часов – аудиторные
занятия, 98 часов - самостоятельная работа. Зачет проводится в форме
творческого просмотра.
Вид учебной
Затраты учебного времени,
Всего
7
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Классы
график промежуточной аттестации
1 класс
1 год обучения
2 класс
2 год обучения
часов
3 класс
3 год обучения
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид промежуточной
аттестации
32
32
32
34
32
34
196
16
16
16
17
16
17
98
48
48
48
51
48
51
294
зачет
зачет
зачет
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой
работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и
индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а
также 1 час самостоятельной работы. Продолжительность урока – 40 минут.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных
знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части
культуры духовной.
Задачи:
8
обучающие:
-
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
-
овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и
основами художественного мастерства;
-
научить практическим навыкам создания объектов в
разных видах
декоративно-прикладного творчества;
-
научить приемам составления и использования композиции в различных
материалах и техниках;
-
научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
-
научить
планировать
последовательность
выполнения
действий
и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
-
пробудить
интерес
к
изобразительному
и
декоративно-прикладному
творчеству;
-
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
-
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
-
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-
приобщить к народным традициям;
-
воспитать
внимание,
аккуратность,
трудолюбие,
доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
9
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
-
объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий,
иллюстраций);
-
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
-
исследовательские
(исследование
свойств
бумаги,
красок,
а
также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко
укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает
следующую схему проведения занятий:
-
обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
-
освоение приемов работы в материале.
-
выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
10
работы
обучающиеся
могут
пользоваться
Интернетом
для
сбора
дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник
работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный
изданиями
фонд
основной,
укомплектован
дополнительной,
печатными
учебной
и
и
электронными
учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству.
Кабинет
оборудован
удобной
мебелью,
наглядными
пособиями,
проектором и комплектующими.
№
Наименование раздела, темы
Вид
учеб
ного
заня
тия
II. 2.1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Общий объем времени в часах
Максимальна
СамостоятельАудиторные
я учебная
ная работа
занятия
11
нагрузка
96
32
64
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с
элементами коллажа
1.1. Дерево-рука
Урок
3
1
2
1.2.
Букет цветов
Урок
6
2
4
1.3.
Осенние листочки
Урок
3
1
2
1.4.
Пейзаж-настроение
Урок
6
2
4
1.5.
Сказка
Урок
6
2
4
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Дымковская роспись
2.1. Беседа о росписи.
Урок
6
2
Знакомство с элементами
2.2. Копирование образца
Урок
3
1
2.3.
Творческая работа
«Праздничное гуляние».
Создание композиции с
использованием
характерных образов
данной росписи
Раздел 3: Текстиль. Ткачество
3.1. История ткацкого ремесла
4
2
Урок
6
2
4
Экскурсия
Урок
1
-
1
8
3
5
3.2.
Основные технические
приемы ткачества
3.3.
Плетение закладки
Урок
6
2
4
3.4.
Значение колорита в
работе над гобеленом
Ручное узорное ткачество
Уинского района
Урок
3
1
2
Урок
6
2
4
3.6.
Плетение пояса
Урок
3
1
2
3.7.
Пояс в технике дерганье
(квадратный)
Урок
3
1
2
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах
4.1. Филимоновская игрушка
Урок
6
2
4
4.2.
2
4
3.5.
Кудымкарская глиняная
игрушка Канюкова И.И.
Урок
6
12
4.3.
Колокольчик
Урок
6
2
4
4.4.
Матрешка
Урок
6
2
4
4.5.
Текстильная игрушка.
Зайчик на пальчик.
Урок
3
1
2
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития
их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть основана
на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы
освоения программы дети получают знания о многообразии декоративноприкладного искусства, а также умения работы в различных техниках
прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой.
Раздел 2: Традиционные виды росписи.
Раздел 3: Текстиль.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами,
а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
3.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.
Аппликация с элементами коллажа
1.1.
Тема: Дерево-рука.
13
Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения,
лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование
контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него
наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы.
Варианты заданий: «Осенний лес», «Осень»,
Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить декоративную
композицию с использованием отпечатков рук (гуашь, акварель, формат А3).
1.2.
Тема: Букет цветов.
Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде монументального
декоративно-прикладного искусства - мозаика. Выполнить композицию из заранее
подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа
при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции.
Задание выполняется на картоне с использованием цветной бумажной мозаикой.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
1.3. Тема: Осенние листочки.
Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев
(рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций
частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Использование
цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров.
Самостоятельная работа: используя технику мозаичной аппликации выполнить упражнение
«Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон формат А5.
1.4. Тема: Пейзаж-настроение.
Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу
эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа
выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4.
Самостоятельная работа: прочитать русские народные сказки, героями которых являются
звери.
1.5. Тема: Сказка.
Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить
иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной
бумаги. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение
животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.
Самостоятельная работа: поинтересоваться у родных есть ли дома глиняная игрушка, если
есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Дымковская роспись
2.1. Тема: Дымковская роспись.
Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными
мотивами, видами узоров, которыми украшают дымковскую игрушку и способами их нанесения
на поверхность. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором.
Возможно создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек». Работа ведется на формате
А4 гуашью, с использованием шаблонов.
Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию о мастерах
дымковской игрушки и вписать ее в альбом домашних заданий.
2.2. Тема: Копирование образца.
Выполнить копию росписи дымковской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку
или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве образцов игрушки
расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется
акварель, гуашь, формат А4.
14
Самостоятельная работа: разработать узор для дымковской барыни в альбоме домашних
заданий.
2.3. Тема: Творческая работа «Праздничное гуляние».
Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись. Закрепить
пройденный материал. Используется акварель, формат А4, орнаментальные схемы
выполненные на первом уроке.
Раздел 3: Текстиль. Ткачество
3.1. Тема: История ткацкого ремесла.
Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества.
На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества.
3.2. Тема: Основные технические приемы ткачества.
Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение. Познакомиться
с понятиями зев, уток, долевая нить. Используется картон, хлопковая и шерстяная нить,
пластиковая иголка.
Самостоятельная работа: вклеить в альбом домашних заданий картинки с изображением
тканых изделий.
3.3. Тема: Плетение закладки.
Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное плетение. Используется
картон, хлопковая и шерстяная нить, игла.
Самостоятельная работа: выполнить закладку дома.
3.4. Тема: Значение колорита в работе над гобеленом.
Выполнить ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело, теплохолодно и т.д.). Возможно использование фактуры для достижения большей эмоциональной
выразительности. Материалы: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на заданную тему.
3.5. Тема: Ручное узорное ткачество Уинского района.
Познакомить с творчеством мастеров Уинского района, Народных мастеров Прикамья: Гайсина
Насима, Шакирова Фаназия Ширбановна. Симметрия и асимметрия в декоративной
композиции. Выполнить эскиз русского и татарского рушника в цвете, используя технику
работы мазком, направленном только вертикально или только горизонтально. Используется
гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовку на заданную тему.
3.6. Тема: Плетение пояса.
Познакомить с техникой выполнения несложных поясов. Используются толстые нити разных
цветов.
Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.
3.7. Тема: Пояс в технике «дерганье» (квадратный).
Познакомиться с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Выполнить
небольшое изделие (шнурок, брелок). Используются толстые нити разных цветов.
Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1. Тема: «Филимоновская игрушка».
Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о
народной игрушке. Освоить приемы лепки и декора филимоновской игрушки-свистульки.
15
Зарисовать образцы, фрагменты декора игрушек-свистулек. Выполнить игрушку в материале.
Используется цветной пластилин.
Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки, зарисовать
некоторые их работы в альбом домашних заданий.
4.2. Тема: «Кудымкарская глиняная игрушка Канюкова И.И.».
Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Кудымкарского района Пермского края.
Освоить приемы лепки и декора Кудымкарской игрушки. Зарисовать образцы фрагментов
декора глиняной игрушки. Выполнить игрушку в материале. Используется цветной пластилин.
Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастере игрушки. Принести на
следующие занятие мелко порванные кусочки газеты.
4.3. Тема: Колокольчик (папье-маше).
Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше. Выполнить основу формы из
пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания
объемную форму расписать, украсить декоративными элементами. Используется пластилин,
клей ПВА, мелко порванная газета, гуашь.
Самостоятельная работа: закончить нанесение необходимого количества слоев бумаги на
пластилиновую форму, дать ей просохнуть.
4.4. Тема: Матрешка
Познакомиться с историей возникновения матрешки – образа красавицы, воспетой в русских
песнях и сказках. Расписать матрешку в полховско - майданской традиции. Познакомиться с
последовательностью работы над заготовкой, сначала лицо и руки, после этого фоновые места
на поверхности формы, после этого разные элементы декора. Используется гуашь, плотная
бумага.
Самостоятельная работа: изучить литературу про русскую матрешку.
4.5. Тема: Текстильная игрушка. «Зайчик на пальчик».
Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток. Выполнение куклы
осуществляется одновременно с учителем, отрабатываются приемы закрепления ткани нитью
в определенных местах согласно традиции. Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке.
№
Наименование раздела,
б
н
о
г
о
2.2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Общий объем времени в часах
16
темы
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятельная работа
Аудиторные
занятия
99
33
66
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1. Натюрморт
Урок
9
3
6
1.2.
Орнамент
Урок
6
2
4
1.3.
Открытка
Урок
6
2
4
1.4.
Моё село
Урок
9
3
6
Обва.
1
2
2
4
3
6
Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись.
2.1. Кистевая роспись.
Урок
3
Обва. Знакомство с
элементами
2.2. Копирование прялки в
Урок
6
технике «Обвинская
роспись»
2.3. Творческая работа.
Урок
9
Создание композиции с
использованием
характерных образов
данной росписи
Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
Вышивка и кружево в
русском костюме
История
кружевоплетения на
коклюшках в России,
оборудование
Русский и татарский
орнамент в народном
костюме. Копирование
образцов.
Искусство вышивки
Традиционная вышивка.
Вышивка крестом.
Творческая работа.
Экскур
сия
Урок
3
1
2
3
1
2
Урок
6
2
4
Урок
Урок
3
6
1
2
2
4
Урок
6
2
4
3.7.
Урок
6
2
4
Традиционная вышивка
тюбетеек.
3.8. Орнаментальная
Урок
6
2
4
композиция «Сказочная
птица»
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из природного и
подручного материала (солома, листья кукурузы, рогоз, газетные трубочки и т.п.)
17
4.1.
«Козочка»
Урок
2
-
2
4.2.
«Сердечко»
Урок
4
2
2
4.3.
«Птица»
Урок
3
1
2
4.4.
«Лошадка»
Урок
3
1
2
3.2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1. Тема: Натюрморт.
Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное
композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать
отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по фактуре и цвету и
наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа, бумага, фурнитура.
Варианты заданий: Натюрморт с цветами, натюрморт с фруктами, натюрморт из бытовых
предметов.
Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и бумагу.
1.2. Тема: Орнамент.
Познакомить с геометрическим, растительным и зооморфным орнаментом. Выполнить
геометрический и растительный орнамент. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4,
пластилин.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание.
1.3. Тема: Открытка.
Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически
расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения
способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе
цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины).
Варианты заданий: «Осенняя открытка», «Открытка бабушке(дедушке)», «Открытка маме».
Самостоятельная работа: выполнить композицию «Дерево» из пуговиц.
1.4. Тема: Моё село.
Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных
материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на
умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных
деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона, дырокола и др.
Варианты заданий: «Мир, в котором я живу», «Родные уголки моего села», «Уинский пруд»,
«Вид на Ярый камень».
Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Обва.
2.1. Тема: Кистевая роспись. Обва.
18
Беседа об истории возникновения и развития кистевой «Обвинской росписи». Знакомство с
элементами (Ланцетовидный , каплевидный мазок и др.) Изучить элементы росписи, овладеть
основными приемами их выполнения. Выполнить «Обвинскую розу». Использование
материалов: гуашь, формат А4.
Варианты заданий: Выполнить «Обвинскую розу» на красном, синем, зеленом, желтом,
голубом фонах.
Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки работы кистью
полученные на уроке.
2.2. Тема: Копирование прялки в технике «Обвинская роспись»
Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов
росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь, цветной картон А4.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и интересные
элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
2.3. Тема: Творческая работа. Создание композиции с использованием характерных
образов данной росписи
Повторение основных особенностей обвинской росписи (орнаментальные мотивы и приемы
выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись разделочной доски. Роспись
выполняется на разделочной доске гуашью, по предварительно выполненному эскизу.
Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике «Обвинская роспись».
Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка
3.1. Тема: Кружево и вышивка в русском традиционном костюме.
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта наших предков, уклад их
жизни. Народный костюм - философия жизни русского народа, использование орнамента и
цвета в костюме.
Самостоятельная работа: прочитать литературу о женских ремеслах
3.2. Тема: История кружевоплетения на коклюшках в России, оборудование.
Познакомиться с историческими центрами кружевоплетения в России, технологией плетения
кружева и оборудованием. Зарисовать характерные мотивы сцепного кружева. Тонированная
бумага, белая гелевая ручка, белая гуашь.
Самостоятельная работа: посмотреть изделия различных кружевных центров России.
3.3. Тема: Русский и татарский орнамент в народном костюме. Копирование образцов.
Работа с образцами народных костюмов. Зарисовать наиболее распространенные элементы
орнамента. Работа ведется на А4, цветными карандашами, фломастерами, гуашью.
Самостоятельная
работа:
посмотреть
орнаментальное
разнообразие
в разных
информационных источниках.
3.4. Искусство вышивки.
Познакомиться с традиционной русской вышивкой, узнать особенности основных центров
вышивания (русский Север, юг России, Ивановская, Владимирская области др.). Работая с
образцами, зарисовать геометрические и зооморфные мотивы вышивки. Использование бумаги
в клетку, фломастеров, гуаши.
Самостоятельная работа: вышивка в быту, посмотреть образцы вышивки
3.5. Тема: традиционная вышивка. Вышивка крестом.
Познакомиться с традиционной русской вышивкой крестом, узнать особенности. Зарисовать
традиционные русские мотивы вышивки.
Самостоятельная работа: выполнить копию образца.
3.6. Тема: Творческая работа. «Игольница».
19
Разработать орнамент для вышивки, соблюдая традиции. Выполнить игольницу, используя
канву, пяльца, цветные нитки, иглы.
Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения композиции.
3.7. Тема: Искусство вышивки.
Познакомиться с традиционной русской вышивкой, узнать особенности основных центров
вышивания (русский Север, юг России, Ивановская, Владимирская области др.). Работая с
образцами, зарисовать геометрические и зооморфные мотивы вышивки. Использование бумаги
в клетку, фломастеров, гуаши.
Самостоятельная работа: вышивка в быту, посмотреть образцы вышивки
3.8. Тема: Традиционная вышивка тюбетеек.
Познакомиться с традиционной вышивкой тюбетеек, с понятиями симметрия и асимметрия на
примере орнаментальных особенностей татарских тюбетеек. Познакомить с творчеством
Анузы Сакаевой – Народного мастера Прикамья по изготовлению традиционной тюбетейки (с.
Березники Бардымского района). Работая с образцами, зарисовать основные мотивы
вышивки. Используются фломастеры, ф А4.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз вышивки по мотивам татарских тюбетеек.
3.9. Тема: Орнаментальная композиция “Сказочные птицы”.
Беседа. Симметрия и уравновешенность в трехчастной композиции. Декоративное заполнение
плоскости орнамента. Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок. Знакомство с
народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями
этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Работа ведется на тонированной бумаге
гуашью.
Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения композиции, её
цветовое решение.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Игрушка из природного и подручного материала
(солома, джут, газетные трубочки и т.п.).
4.1. Тема: Игрушка «Коза».
Выполнить куклу из лыка, соломы. Украсить кусочками ткани( сарафан, фартук) и атласными
лентами.
4.2. Тема: «Сердечко».
Выполнение объемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов соединения плетенок
между собой. Работа выполняется из газетных трубочек.
Самостоятельная работа: придумать возможные варианты фигурок из газетных трубочек.
4.3. Тема: «Птица».
Символика образа птицы в народном творчестве. Знакомство с несколькими способами
изготовления птиц, от которых зависит конструкция изделия: птицы могут быть подвесными,
стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке. Работа выполняется из лыка, цветных
нитей, ткани.
Самостоятельная работа: попробовать разные варианты изготовления птицы.
4.4. Тема: «Лошадка».
Знакомство с символикой образа коня в народном творчестве. Выполнить фигурку лошадки.
При изготовлении фигурки соблюдать последовательность, которую ученикам необходимо
запомнить. Используется соломка, нитки.
Самостоятельная работа: посмотреть литературу по теме - образ коня в народном
творчестве.
2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
20
№
Наименование раздела,
темы
Вид учебн.
занятия
3 год обучения
Общий объем времени в часах
Максимальная
Самостоятель
Аудиторные
учебная
-ная работа
занятия
нагрузка
99
33
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное
моделирование и конструирование
1.1. Способы создания
Урок
3
1
фактуры на бумаге
1.2. Монотипия или
Урок
3
1
мраморирование
Урок
6
2
1.3. Конструирование
объемной формы
«Волнистый шар»
Урок
9
3
1.4. Оригами
1.5.
Бумажная бижутерия
Урок
9
3
66
2
2
4
6
6
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и Мезень)
2.1. Беседа о видах росписи.
Урок
3
1
2
Знакомство с их
художественностилистическими
особенностями
2.2. Копирование образца
Урок
6
2
4
2.3.
2.5.
Эскиз росписи
разделочной доски в
городецкой технике
Эскиз росписи прялки в
мезенской технике
Урок
9
3
6
Урок
12
4
8
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани.
3.1. Роспись тканей. Беседа
1
1
о способах нанесения
узора
3.2. Печать на ткани
Урок
5
2
3
геометрического
орнамента.
3.3 Печать на ткани
Урок
3
1
2
растительного
орнамента.
3.4. Батик. Свободная
Урок
9
3
6
техника росписи.
Урок
12
4
8
3.5. Техника росписи
«Холодный батик».
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка
21
4.1.
4.2.
4.3.
Знакомство с миром
тряпичной куклы. Кукла
«Берегиня».
Тряпичная народная
кукла «Мартиничка»
Тряпичная народная
кукла «Колокольчик»
3.3.
Урок
3
1
2
Урок
3
1
2
Урок
3
1
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1: Работа с бумагой. Оригами
1.1. Тема: Способы создания фактуры на бумаге.
Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли.
Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно,
использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при
изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка.
Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.
1.2. Тема: Монотипия или мраморирование.
Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов
монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности воды,
монотипия – с любой гладкой плоскости. Используются в работе бумага, акварель, мыло,
чернила для мраморирования.
Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.
1.3. Тема: Конструирование объемной формы «Волнистый шар».
Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части.
Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат,
треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр). Техника изготовления «Волнистого шара».
Сбор шара из 12 и 18 частей. Используемые материалы: бумага, циркуль, клей ПВА.
Самостоятельная работа: повторить способы деление окружности на равные части,
отработать навыки аккуратного резанья бумаги ножницами и ее сгибания.
1.4. Тема: Оригами.
Познакомить с понятием и техникой «оригами». Система работы с бумагой построена по
принципу от простого к сложному. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным
детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить
упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания сохраняется.
Используя схемы, выполнить фигурки животных, птиц, а также цветы. Используется цветная
ксероксная бумага.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичные фигурки дома.
1.5. Тема: Бумажная бижутерия.
Такой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому.
Освоить способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки
бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать
гофрированные элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем толще
бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей.
Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать снизку из бусин.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву
22
(Городец и Мезень).
2.1. Тема: Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими
особенностями.
Беседа о видах росписи, художественно-стилистические особенности основных центров
росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Краски, применяемые для росписи.
Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные
мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их
выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на
бумаге. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.
2.2. Тема: Копирование образца
Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки
выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной
заготовки, гуаши.
Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей
композицией.
2.3. Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике.
Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя
основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи,
создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
2.4. Тема: Эскиз росписи прялки в мезенской технике.
Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя
основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи
создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1. Тема: Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора.
Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и
горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей.
Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.
Самостоятельная работа: изучить литературу по теме.
3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента.
Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Выполнить оформление
ткани, используя различные штампы из природных форм - простые узоры из кругов, квадратов,
ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по
предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты,
потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. Используемые
материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: придумать раппорты геометрического орнамента, приготовить
штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам.
3.3. Тема: Печать на ткани растительного орнамента.
Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока
(цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При печатании, дети
пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат). Используемые
материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
23
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Тема: Батик. Свободная техника росписи.
Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию,
выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать
приемы работы кистью на ткани. Создать композицию “Цветы”, работая с наглядным
материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань,
подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование
выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных
контуров.
Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный
материал.
3.4.
Тема: Техника росписи «Холодный батик». Панно «Птица-пава».
Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение
рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом
батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг
основного мотива. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на
ткани.
3.5.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Тряпичная игрушка
4.1. Тема: Знакомство с миром тряпичной куклы. Кукла «Берегиня».
Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток. Знакомство с творчеством
Народного мастера Прикамья по традиционной кукле Татьяна Юрьевна Антонова
(г.Чайковский). Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство исполнения, за их
неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный чудес и творческих поисков.
Выполнение куклы осуществляется одновременно с учителем, отрабатываются приемы
закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Используются ткань,
нитки, ножницы.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке.
4.2. Тема: Кукла «Мартиничка».
Познакомиться с традицией выполнения куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток
разных цветов. Выполнить пару кукол (девочка и мальчик) и соединить их крученым
шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в нужных местах для
получения заданной формы. Используются нитки двух цветов.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобные
куклы.
4.4. Тема: Кукла «Колокольчик».
Познакомить с символичностью данной куклы, так как колокольный звон – один из самых
сильных оберегов, и если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких
свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы. Отработать навыки и
умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в
процессе выполнения заданий. Используются ткань и синтепон.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную куклу.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
24
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
- Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
- Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
- Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрияасимметрия и др.).
- Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
- Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла.
- Умение работать с различными материалами.
- Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования.
- Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
- Навыки заполнения объемной формы узором.
- Навыки ритмического заполнения поверхности.
- Навыки
проведения
объемно-декоративных
работ
рельефного
изображения.
- Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
- Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и
композиционного решения.
- Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой
деятельности.
V.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
25
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль
оперативное
знаний,
умений
управление
и
учебным
навыков
обучающихся
процессом
и
обеспечивает
выполняет
обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
учащихся
осуществляется
педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой
предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую
грамотность.
Программа
предусматривает
промежуточную
аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров
работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На
просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм
текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся.
Оценка
теоретических
знаний
(текущий
контроль)
может
проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических
кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество
исполнения,
правильное
использование
материалов,
оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением
необходимой
последовательности,
составил
композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
26
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Для
развития
навыков
творческой
работы
учащихся
программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
-
тренировочные,
в
которых
предлагается
работа
по
образцу,
с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
27
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик
должен
осмыслить,
самостоятельно
определить
связь
между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Самостоятельная работа учащихся
Для
полноценного
усвоения
программы
предусмотрено
введение
самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени
от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий
(упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением
шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие
обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения.
Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в
специальном «Альбоме домашних заданий».
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог
ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами,
которые будут использованы при работе в материале, их назначением и
использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы
пособий:
-
натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета,
его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на
уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются
детали
увеличенного
размера.
Возможно
использование
предметно-
технологической карты;
-
образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет
мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший
анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для
изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно
28
на
первом
этапе
обучения,
делает
выполнение
детьми
операций,
необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
-
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции
-
способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
-
электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
-
аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
-
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика),
бумагой разных видов, гелиевые ручки, материалами для изготовления кукол
и др.
29
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
1. Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла
своими руками. Белый город, 2010
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
7. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТПресс Книга, 2009
8. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
9. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
10. Ефимова
Л.В.,
Белогорская
Р.М.
Русская
вышивка
и
кружево,
М.:
«Изобразительное искусство»,1984
11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
12. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
13. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник
/ Сост.
Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
14. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
15. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
16. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс,
2006
17. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный
труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
18. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
19. Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская игрушка”
30
Список учебной литературы
1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
2. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
3. Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
4. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010
5. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ,
1998
31