ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.05. ЖИВОПИСЬ

Управление учреждениями образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.01.УП.05.
ЖИВОПИСЬ

с. Уинское
- 2025

ПРИНЯТА:
на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Уинская ДШИ»
от « »
2025г.
протокол №

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО
«Уинская ДШИ»
В.И. Максимова
от « »
2025г.

Организация-разработчик:
Институт развития образования в сфере культуры и искусства, г.Москва;
Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.
Разработчики:
А.Ю.Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и
народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего образования
Российской Федерации
С.М.Вепринцев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,
преподаватель, член товарищества Орловских художников
Э.И.Галактионов,
преподаватель
Орловской
детской
школы
изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников
России, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Г.Б.Залыгина, преподаватель Орловской детской школы изобразительных
искусств и народных ремесел
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института
развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических
наук
Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени
Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
Рецензенты:
Т.Н.Кисляковская, старший методист Свердловского художественного
училища имени И.Д.Шадра, преподаватель, эксперт Министерства культуры
Свердловской области
О.Ф.Чернышова, заведующая Детской художественной школой «Росток» при
Палехском художественном училище имени М.Горького, преподаватель

2

Содержание:
Наименование раздела

стр

№
I.

Пояснительная записка

4

II.

Учебно-тематический план

9

III.

2.1. Первый год обучения

9

2.2. Второй год обучения

13

2.3. Третий год обучения

16

2.4. Четвертый год обучения

18

2.5. Пятый год обучения

20

2.6. Шестой год обучения

23

Содержание учебного предмета

10

3.1. Первый год обучения

10

3.2. Второй год обучения

13

3.3. Третий год обучения

16

3.4. Четвертый год обучения

18

3.5. Пятый год обучения

20

3.6. Шестой год обучения

23

IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся

25

V.

Формы и методы контроля, система оценок

26

VI.

Методическое обеспечение учебного процесса

29

VII.

Список литературы

31

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с
учетом:
-

Федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

изобразительного искусства «Живопись»;

- примерной программы, рекомендованной Министерством культуры РФ и
Институтом развития образования в сфере культуры и искусства РОСКИ (г.
Москва, 2012 г.);
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных требованиях.
Программа

строится

на

раскрытии

нескольких

ключевых

тем.

Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной
программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура
человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по «Рисунку»,
«Станковой композиции», с «Пленэром». В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому
рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному
решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся
задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления

объема

цветом,

грамотного

владения

тоном,

передачи

световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Живопись» - 5(6) лет в рамках
дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

«Живопись» с 5(6)-летним сроком освоения – с 1 по 5(6) класс; с 8(9)-летним
сроком освоения – с 4 по 8(9) класс.

4

При реализации программы «Живопись» с 5(6)-летним сроком обучения:
аудиторные занятия в 1-6 классах – три часа, самостоятельная работа в 1-2
классах – два часа, в 3-6 классах – три часа.
При реализации программы «Живопись» с 8 (9)-летним сроком
обучения: аудиторные занятия по живописи в 4-9 классах – три часа;
самостоятельная работа в 4-5 классах – два часа, 6-9 классы – 3 часа.
Объем учебного времени и виды учебной работы
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Живопись»
составляет 924 часа (в том числе, 495 аудиторных часов, 429 часов
самостоятельной работы). При реализации программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета
«Живопись» составляет 1122 часа (в том числе, 594 аудиторных часов, 528
часов самостоятельной работы).
Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором
полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит
творческий просмотр (зачет).
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

594

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

48

51

528

80

85

80

85

96

102

96

102

96

102

96

102

1122

экзамен

зачет

зачет

зачет

зачет

6 год
обучения

зачет

6 класс

5 год
обучения

экзамен

5 класс

4 год
обучения

зачет

4 класс

3 год
обучения

экзамен

3 класс

2 год
обучения

зачет

Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной
аттестации

2 класс

1 год
обучения

экзамен

Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятельная
работа
(домашнее
практич.задание,
в часах)

1 класс

Всего
часов

зачет

Классы/
полугодия

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

5

При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 8(9) лет учебный предмет «Живопись» осваивается 5(6) лет.
Экзамены проводятся с четвертого по седьмой класс во втором полугодии. В
остальное время видом промежуточной аттестации служит зачет (творческий
просмотр).
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки

7
48

8
51

9
48

10
51

11
48

12
51

13
48

14
51

15
48

16
51

17
48

18
51

594

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

48

51

528

80

85

80

85

96

102

96

102

96

102

96

102

1122

экзамен

зачет

зачет

зачет

зачет

6 год
обучения

зачет

9 класс

5 год
обучения

зачет

8 класс

4 год
обучения

зачет

7 класс

3 год
обучения

зачет

6 класс

2 год
обучения

зачет

Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной
аттестации

5 класс

1 год
обучения

зачет

Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятельная
работа
(домашнее
практич.задание,
в часах)

4 класс

Всего
часов

зачет

Классы/
полугодия

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

Форма проведения учебных занятий
Занятия по учебному предмету «Живопись» и проведение консультаций
рекомендуется

осуществлять

в

форме

мелкогрупповых

занятий

(численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов. Продолжительность урока – 40 минут.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

6

Цель и задачи учебного предмета
Цель

учебного

предмета:

художественно-эстетическое

развитие

личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения
программы

учебного

предмета

художественно-исполнительских

и

теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных
детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
 приобретение

детьми

знаний,

умений

и

навыков

по

выполнению

живописных работ, в том числе:
-

знаний

свойств

живописных

материалов,

их

возможностей

и

эстетических качеств;
-

знаний разнообразных техник живописи;

-

знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;

-

умений

видеть

и

передавать

цветовые

отношения

в

условиях

пространственно-воздушной среды;
-

умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;

-

навыков в использовании основных техник и материалов;

-

навыков последовательного ведения живописной работы;

 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

профессиональные

образовательные программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;

-

распределение учебного материала по годам обучения;
7

-

описание дидактических единиц учебного предмета;

-

требования к уровню подготовки обучающихся;

-

формы и методы контроля, система оценок;

-

методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-

практический;

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

изобразительного

творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный

фонд

укомплектован

печатными

и

электронными

изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами,
компьютером, проектором, предметами натурного фонда.

8

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с
объемом часов, соответствующим объему,

предложенному при реализации

предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения
8(9) лет.
Первый год обучения (4 класс)

№
Наименование темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Характеристика цвета.
Ахроматические и
хроматические цвета.
Характеристика цвета,
Теплые и холодные цвета
Характеристика цвета. Три
основных свойства цвета.
Приемы работы с акварелью:
заливка, мазок.
Приемы работы с акварелью:
заливка, по-сырому, a la
prima.
Приемы работы с акварелью.
Копирование.
Нюанс

8.

Световой контраст
(ахроматический контраст).
Гризайль
9. Цветовая гармония.
Полярная гармония.
10. Трехцветная и многоцветная
гармония
11. Гармония по общему
цветовому тону. Локальный
цвет и оттенки цвета.
12. Гармония по общему
цветовому тону. Натюрморт в
холодной цветовой гамме.
13. Гармония по общему
цветовому тону. Натюрморт в
теплой цветовой гамме.
14. Цветовой контраст
(хроматический)
15. Цветовой контраст
(хроматический)

Вид
учебного
занятия

2.1.

Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка

I полугодие
урок
5

Самостоятел
ьная работа

Аудиторные
занятия

2

3

урок

5

2

3

урок

5

2

3

урок

5

2

3

урок

5

2

3

урок

10

4

6

урок

10

4

6

урок

10

4

6

урок

5

2

3

урок

10

4

6

урок

10

4

6

II полугодие
урок
10

4

6

урок

10

4

6

урок

15

6

9

урок

15

6

9

9

16. Контрастная гармония (на
насыщенных цветах)
17. Гармония по общему
цветовому тону
18. Фигура человека

урок

10

4

6

урок

15

6

9

урок

10

4

6

165

66

99

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В первые годы обучения задания даются на построение простых
гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для
того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный
цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены
на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт
связываются со станковой композицией.
3.1.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задания первого года обучения более глубоко знакомят учащихся с
основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами
работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения
последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции,
конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между
предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения
цветовой гармонии.
1. Тема. Характеристика цвета. Ахроматические и хроматические цвета.
Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами.
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с
основными и составными цветами. Применение лессировок.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
2. Тема. Характеристика цвета. Теплые и холодные цвета.
Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе
выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение
растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность»,
«светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья».
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».

10

4. Тема. Приемы работы с акварелью: заливка, мазок.
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок).
Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
5. Тема. Приемы работы с акварелью: заливка, по-сырому, a la prima.
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому,
a la prima). Этюд с палитрой художника.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.)
6. Тема. Приемы работы с акварелью. Копирование.
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование
лоскутков тканей.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
7. Тема. Нюанс.
Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние
освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в
вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без
складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов,
различных по форме, на темном фоне.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по
форме, на светлом фоне.
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония.
Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд
фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и
т.д.)
Материалы: ф А4, ф А5, акварель (техника a la prima)
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.
10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии.
Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в
декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Локальный цвет и оттенки цвета.
Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на
рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Натюрморт в холодной цветовой
гамме.
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения
цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы

11

(кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне.
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Натюрморт в теплой цветовой гамме.
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения
цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на
нейтральном фоне.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
14. Тема. Цветовой контраст (хроматический).
Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета
предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый
чайник или кофейник с фруктами на красном фоне).
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический).
Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения
цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с
фруктами на зеленом фоне).
Материалы: ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и
тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
17. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в
процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности
предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
19. Тема. Фигура человека.
Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача
силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека.
Материалы: ф А4, акварель (монохром).
Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.

12

№
Наименование темы

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Гармония по общему
цветовому тону. Этюд ветки с
натуры
Контрастная гармония (на
ненасыщенных цветах). Этюд
овощей или грибов.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности (на
насыщенных цветах)
Гармония по насыщенности.
Этюд чучела птицы.
Контрастная гармония
Световой контраст
(ахроматический). Гризайль.
Гармония по светлоте и
насыщенности

Вид
учебного
занятия

2.2. Второй год обучения (5 класс)
Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка

Самостоятел
ьная работа

Аудиторные
занятия

4

6

10

4

6

15

6

9

урок

10

4

6

урок

5

2

3

Урок

15

6

9

урок

15

6

9

I полугодие
урок
10
урок
урок

II полугодие
8.

Фигура человека

урок

5

2

3

9.

Гармония по общему
цветовому тону. Этюд
стеклянного предмета.
Гармония по насыщенности и
светлоте
Гармония по общему
цветовому тону
Гармония по общему
цветовому тону. Нюанс.
Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

урок

15

6

9

урок

15

6

9

урок

5

2

3

урок

15

6

9

урок

15

6

9

165

66

99

10.
11.
12.
13.

14. Гармония по общему
цветовому тону и светлоте

3.2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой
гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче
фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
13

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Этюд ветки с натуры
Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета.
Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне.
Материалы: ф А4, ф А3, акварель (техника a la prima).
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном
фоне.
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Этюд овощей или грибов.
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с
учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне.
Материалы: ф А3, акварель (многослойная живопись).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных
цветах).
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы
силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на
светлом фоне.
Материалы: ф А3, акварель (техника «по сырому»).
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом
фоне.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Этюд чучела птицы.
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при
помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне.
Материалы: ф А4, ф А3, акварель
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
5. Тема. Контрастная гармония.
Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных
приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на
свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме
и цвету.
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти
конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства
тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных
по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль.
Материалы: ф А4, ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности.
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального
цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с
окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по
форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным
эскизом).
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.

14

8. Тема. Фигура человека.
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека.
Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без
детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах).
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Этюд стеклянного предмета.
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности
стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок).
Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.
Материалы: ф А4, ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на
предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства.
Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с
предварительным эскизом).
Материалы: ф А3, акварель (техника a la prima).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и
грибами на светлом теплом фоне без складок.
Материалы: ф А3, акварель («по сырому»).
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.
Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и
цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон
холодный.
Материалы: ф А3, акварель («по сырому»).
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
13. Тема. Гармония по насыщенности.
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных
и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение
ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по
цвету предметов (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А3, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в
натюрморте. Натюрморт из трех предметов с предметом из металла (чайник, турка,
кофейник).
Материалы: ф А3, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

15

2.3. Третий год обучения (6 класс)
Вид
учебного
занятия

№
Наименование темы

1.
2.
3.
4.
5.

Контрастная гармония (на
насыщенных цветах).
Натюрморт на осеннюю тему.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте
Контрастная гармония (на
насыщенных цветах)
Фигура человека
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах).
Натюрморт из предметов
быта против света.

Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка

I полугодие
урок
18

Самостоятел
ьная работа

Аудиторные
занятия

9

9

урок

30

15

15

урок

24

12

12

урок

6

3

3

урок

18

9

9

урок

24

12

12

урок

30

15

15

урок

24

12

12

урок

24

12

12

198

99

99

II полугодие
6.
7.
8.

9.

Гармония по общему
цветовому тону. Натюрморт с
чучелом птицы.
Контрастная гармония на
ненасыщенных цветах
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте.
Натюрморт из атрибутов
искусства
Гармония по светлоте

3.3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического
решения, передачу материальности и пространства, построения более
сложной цветовой гармонии.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Натюрморт на осеннюю тему.
Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных
приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми
отношениями.
Материалы: ф А3, акварель..
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

16

2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету
предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А2, акварель (многослойная акварель, поэтапная работа над формой).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).
Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и
цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне.
Материалы: ф А2, акварель.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
4. Тема. Фигура человека.
Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры
человека.
Материалы: ф А4, ф А5, акварель.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных
цветах). Натюрморт из предметов быта против света.
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта
против света.
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Натюрморт с чучелом птицы.
Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра
натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом
птицы.
Материалы: ф А2, акварель
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах.
Цветотональные отношения.
Различные приемы акварели. Натюрморт
предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А2, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

с крупным

8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Натюрморт из атрибутов
искусства
Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и
пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен.
Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой).
Материалы: ф А2, акварель («по сырому).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
9. Тема. Гармония по светлоте.
Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта.
Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности.
Материалы: ф А2, акварель.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

17

№
Наименование темы

1. Контрастная гармония
(на насыщенных цветах).
Натюрморт из живых цветов,
овощей, фруктов.
2. Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах).
Натюрморт с гипсовым
предметом.
3. Гармония по общему
цветовому тону и светлоте.
Натюрморт с крупным
предметом быта.
4. Гармония по общему
цветовому тону. Этюд
драпировки со складками.

Вид
учебного
занятия

2.4. Четвертый год обучения (7 класс)
Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка

I полугодие
урок
24

Самостоятел
ьная работа

Аудиторные
занятия

12

12

урок

30

15

15

урок

30

15

15

урок

12

6

6

урок

30

15

15

урок

30

15

15

урок

30

15

15

урок

12

6

6

198

99

99

II полугодие
5.

6.
7.
8.

Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах).
Эскизы натюрмортов в
интерьере.
Гармония по насыщенности и
светлоте. Тематический
натюрморт.
Нюансная гармония.
Натюрморт с чучелом птицы.
Фигура человека

3.4.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным
тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии,
тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

18

1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Натюрморт из живых цветов,
овощей, фруктов.
Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы
с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой
утвари на контрастном фоне.
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных
цветах). Натюрморт с гипсовым предметом.
Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача
световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со
сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А2, акварель
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных
отечественных и зарубежных художников
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Натюрморт с крупным
предметом быта.
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов
работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным
предметом быта, фруктами и овощами.
Материалы: ф А2, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Этюд драпировки со складками.
Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача
материальности. Этюд драпировки со складками.
Материалы: ф А3, ф А4, акварель
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных
цветах). Эскизы натюрмортов в интерьере.
Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы
натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками).
Материалы: ф А3, ф А2, акварель
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и
зарубежных художников с подобной композицией.
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Тематический натюрморт.
Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение
цветовых пятен. Тематический натюрморт из 4 предметов, четких по цвету и различных по
форме. Материалы: ф А2, акварель.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
7. Тема. Нюансная гармония. Натюрморт с чучелом птицы.
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск
живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы.
Материалы: ф А2, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.

интересного

8. Тема. Фигура человека.
Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными
особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в
спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.)
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.

19

Пятый год обучения (8 класс)

№
Наименование темы

1.

2.
3.
4.

Гармония по общему
цветовому
тону, по насыщенности. Этюд
постановки.
Нюансная гармония. Осенний
натюрморт.
Гармония по насыщенности и
светлоте.
Натюрморт
с
предметами из стекла.
Интерьер

Вид
учебного
занятия

2.5.

Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка

I полугодие
урок
12

Самостоятел
ьная работа

Аудиторные
занятия

6

6

урок

30

15

15

урок

30

15

15

урок

24

12

12

урок

12

6

6

урок

30

15

15

урок

12

6

6

урок

24

12

12

урок

24

12

12

198

99

99

II полугодие
5.
6.

7.
8.

9.

Гармония по общему
цветовому тону.
Тематический натюрморт.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности. Натюрморт с
гипсовым предметом.
Фигура человека в
театральном костюме.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте.
Натюрморт из предметов
сложной формы и разной
материальности.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности. Натюрморт из
предметов различной
материальности.

3.5.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения
последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся
основные задачи академической живописи: передать точные цветовые
отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте,
форму, объем и фактуру предметов.
20

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. Этюд постановки.
Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов.
Этюды постановок с грибами и осенними листьями.
Материалы: ф А3, акварель (техника по выбору).
Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.
2. Тема. Нюансная гармония. Осенний натюрморт.
Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера.
Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с
предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения.
Материалы: ф А3, ф А2, акварель (техника a la prima).
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением
фрагмента окна.
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Натюрморт с предметами из стекла.
Самостоятельное
последовательное
ведение
длительной
работы.
Передача
материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4
стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме.
Материалы: выбор формата с учетом композиции, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
4. Тема. Интерьер.
Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера
класса, холла с растениями.
Материалы: ф А3, акварель (техника по выбору).
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тематический натюрморт.
Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и
характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра.
Материалы: ф А3, акварель (техника a la prima).
Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко
выраженными различиями материальности.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Натюрморт с
гипсовым предметом.
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы»,
пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с
введением гипсовой маски или орнамента.
Материалы: ф А2, акварель.
Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.
7. Тема. Фигура человека в театральном костюме.
Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре.
Материалы: ф А3, ф А4, акварель.
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Натюрморт из предметов
сложной формы и разной материальности.
Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры
цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по
цвету.
Материалы: ф А2, акварель.
Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.

21

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Натюрморт из
предметов различной материальности.
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача
материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический
натюрморт «Игрушки»).
Материалы: ф А2, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

22

Шестой год обучения (9 класс)

№
Наименование темы

1. Многоцветная гармония.
Этюд букета цветов в
стеклянном сосуде.
2. Гармония по насыщенности и
светлоте. Натюрморт «На
пороге осени».
3. Гармония по насыщенности.
Этюды чучел животных.
4. Гармония по общему
цветовому тону и светлоте.
Натюрморт с отражением
предметов.
5. Фигура человека в
национальном костюме

Вид
учебного
занятия

2.6.

Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка

I полугодие
урок
12

Самостоятел
ьная работа

Аудиторные
занятия

6

6

урок

30

15

15

урок

12

6

6

урок

30

15

15

12

6

6

урок
II полугодие

6.
7.
8.

9.

Нюансная гармония.
Тематический натюрморт.
Интерьер

урок

30

15

15

урок

24

12

12

Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности. Натюрморт
против света.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте.
Итоговый натюрморт.

урок

18

9

9

урок

30

15

15

198

99

99

3.6.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные
требования:
-

самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа,
натюрморта;

-

самостоятельно строить цветовую гармонию;

-

выражать индивидуальное отношение к изображаемому;

-

уметь технически реализовать замысел.
23

ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Тема. Многоцветная гармония. Этюд букета цветов в стеклянном сосуде.
Развитие умения работы разными приемами акварели. Лепка формы букета цветом,
передача фактуры материала. Этюд букета цветов в стеклянном сосуде.
Материалы: ф А3, акварель (техника a la prima).
Самостоятельная работа: этюд букета цветов в стеклянном сосуде.
2. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Натюрморт «На пороге осени».
Умение самостоятельно, последовательно вести длительную работу над натюрмортом.
Лепка формы цветом, передача пространства в натюрморте. Ритмическое построение
цветовых пятен. Натюрморт из предметов различной материальности и насыщенности «На
пороге осени» (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюды на тему «Натюрморты осени», выполненные в
различных акварельных техниках и при различном освещении.
3. Тема. Гармония по насыщенности. Этюды чучел животных.
Поиск структурно-пластического решения. Передача формы и материальности. Этюды
чучел животных, использование трех-четырех цветов.
Материалы: ф А3, акварель.
Самостоятельная работа: копии с репродукций картин с изображениями животных.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Натюрморт с отражением
предметов.
Образ натюрморта. Передача цветом формы, материальности и фактуры предметов.
Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А3, ф А4, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в теплой, холодной гамме и на
сближенных тонах.
5. Тема. Фигура человека в национальном костюме.
Выявление индивидуальных особенностей модели.
одноклассников.
Материалы: ф А4, ф А3, акварель (техника a la prima)
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.

Лепка

формы

цветом.

Этюды

6. Тема. Нюансная гармония. Тематический натюрморт.
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом, передача
материальности. Натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью
(театральной, музыкальной, художественной и т.д.) с нестандартной точки зрения (на полу,
на высоком подиуме, на уровне глаз и т. д.) с предварительным эскизом.
Материалы: ф А3, ф А2, акварель.
Самостоятельная работа: копия с репродукции натюрмортов-обманок (тромплеи).
7. Тема. Интерьер.
Поиск интересной сюжетно-тематической композиции. Передача пространства в интерьере с
фигурами человека. Интерьер класса с учащимися за работой.
Материалы: ф А3, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: копия репродукций с картин подобных интерьеров.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Натюрморт против
света.
Поиск образности силуэта. Передача материальности предметов. Натюрморт в освещении
против света с предметами разной материальности.
Материалы: ф А3, акварель (техника по выбору).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений против света на окне.

24

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Итоговый натюрморт.
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы над натюрмортом.
Различные живописные приемы. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с
чучелом из 5 – 6 предметов и драпировками с рельефными складками в среде рассеянного
освещения (с предварительным эскизом).
Материалы: ф А2, акварель (многослойная акварель).
Самостоятельная работа: копии с репродукций акварелей художников-анималистов.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств,
- знание

художественных

и

эстетических

свойств

цвета,

основных

закономерностей, создания цветового строя;
- умение

видеть

и

передавать

цветовые

отношения

в

условиях

пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умение раскрывать

образное

и живописно-пластическое

решение

в

творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы
учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на
формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт
состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная
драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме,
различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и
декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки
учащийся должен:
25

- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать

с

помощью

цвета

объем

предметов,

пространство

и

материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы
над

композицией,

выставления

оценок

и

пр.

Преподаватель

имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по
разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
-

зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

-

экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по
разделам программы (текущий контроль).

26

При оценивании работ учащихся
учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения:
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей;
2 год обучения:
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать

материальность

простых

мягких и зеркально-

прозрачных поверхностей.
3 год обучения:
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения:
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей;
5 год обучения:
- передавать цельность и законченность в работе;
27

- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность

сложных мягких и зеркально-

прозрачных поверхностей;
6 год обучения:
- находить образное и живописно-пластическое решение постановки;
- определять колорит;
- свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
-

свободно

владеть

передачей

объема

предметов,

плановости

световоздушной среды;
- свободно владеть передачей материальности различных предметов.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
-

5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

-

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных
критериев;

-

3 («удовлетворительно»)

- при невыполнении трех-четырех пунктов

критериев.

28

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи
следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в
основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить,
руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают
наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий
по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника
исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Самостоятельная работа учащихся
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.

29

Средства обучения
-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
-

демонстрационные:

муляжи,

чучела

птиц

и

животных,

гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи.

30

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна.
Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М.,
2003
3. Беда Г.В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.:
Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников.

- М.:

Арт-Родник, 2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1992
8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:
СОЮЗ, 1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. – М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
15. Паранюшкин

Р.А.,

Хандова

Г.Н.

Цветоведение

для

художников:

колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
16. Проненко

Г.Н.

Живопись.

Примерная

программа

для

ДХШ

и

изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975

31

19. Шорохов

Е.В.

Методика

преподавания

композиции

на

уроках

изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1974
Учебная литература
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз.
искусство, 1986: №1, 1988: №2
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
3. Сокольникова

Н.М.

Изобразительное

искусство.

Часть

2.

Основы

живописи. – Обнинск: Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».