Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Краткая характеристика предмета.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один
из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим
потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на
музыку и музыкальные способности, кроме того успешно осуществляется
общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются
представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со
сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с
работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение,
эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было
правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел
легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является
результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению,
оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие
главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных
процессов.
Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое
можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное
воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне, и в
силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего
сильнейшие эмоции.
На
любой
ступени
обучения
детей
учат
правильному
звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и
слитному звучанию (ансамблю, хору), формируют певческое дыхание.
Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие
мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения
пению. Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия
для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения
вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать
состояние другого человека. В условиях совместного пения дети чувствуют
себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно
укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Программа творческого объединения «Импульс» ориентирована на
развитие у детей школьного возраста вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства в условиях дополнительного
образования и рассчитана на 1 год.
Программа «Импульс» разработана с учётом следующих нормативноправовых документов, регулирующих образовательную деятельность:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ
от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. №678-р).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (№ 996-р от 29.05.2015).
-Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Включая разноуровневые программы)» (№093242 от18.11.2015).
- Устав МБУ ДО «Уинская детская ДШИ».
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах (различной направленности) Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Уинская детская школа
искусств» (Приказ № 1 от 31.08.2023).
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей
вокальному искусству является одним из средств воспитания ребенка. Через
общение детей в творческом коллективе, реализации своих способностей
происходит осознание человеком существования своего «Я» в мире и
обществе себе подобных, складывается система отношений к миру и с
миром, к себе и с самим собой. В процессе занятий происходит
формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного
управления жизненной ситуацией межличностного взаимодействия по
аналогии с художественным текстом. Увеличивается диапазон управления
своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения
способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя,
выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.
Цель программы – создать условия для раскрытия творческих
способностей учащихся средствами вокального искусства, для их успешной
социализации в обществе.
Задачи:
– способствовать обогащению знаний детей в области музыки: классической,
народной, эстрадной;
– способствовать развитию у детей вокальных навыков;
– правильно воспринимать и исполнять песенный материал;
– привить навыки сценического поведения;
– способствовать пробуждению творческой активности детей;
– формировать чувство прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;
– развить музыкально-эстетический вкус;
– развить песенные способности детей и эмоциональную отзывчивость
обучающихся;
– создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной
социализации обучающихся.
Отличительные особенности программы.
Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной
технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать
образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее
содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих
способностей обучающихся.
В образовательном процессе программы используются инновационные
технологии: индивидуальной, групповой деятельности, личностноориентированные на игровые технологии. Большое внимание при обучении
по данной программе уделяется индивидуальным занятиям, на которых
обучающиеся смогут научиться слышать и понимать самих себя, тем самым
научатся лучше слышать и понимать других. Индивидуальный подход к
каждому обучающемуся – главная отличительная особенность программы.
Уровень программы: стартовый.
Адресат программы: данная программа предназначена
обучающихся 7-17 лет.
Форма обучения: групповая и индивидуальная.
Формы занятий:
– коллективная форма работы;
– индивидуальная форма работы;
– объяснительно-иллюстративная форма работы;
– практические занятия;
– речевые игры;
– беседы.
Структура построения занятий:
1. Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Упражнения на дикцию и артикуляцию.
4. Вокально-тренировочные упражнения, распевание.
5. Теоретическая часть.
6. Работа над репертуаром беседа, подведение итога занятия.
для
Особое место в организации детской вокальной деятельности занимает
комплекс мероприятий, которые не только повышают исполнительский
уровень обучающихся, но и помогают решать важные нравственноэстетические задачи воспитания: концертная деятельность, участие в
конкурсах, фестивалях, смотрах окружного и краевого уровня, посещение
концертов и других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога,
родителей и детей.
Объем и срок освоения программы.
Реализация программы рассчитана на один год обучения, который
позволит активизировать познавательные интересы, приобщить к певческому
искусству, выявить творческие возможности, овладеть навыками
межличностного
общения.
Общее
количество
учебных
часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения
программы – 360 часов.
Режим занятий.
По данной программе обучающиеся занимаются:
– 4 раза в неделю по 2 часа (8 часов в неделю, 288 часов в год)
индивидуально;
– 1 раз в неделю по 2 часа (2 часа в неделю, 72 часа в год) в группе.
Всего по программе: 10 часов в неделю, 360 часов в год.
№
Учебный план
Название разделов и тем Кол-во часов
занятий
всего
теория практи
ка
1. Вводное занятие
2. Сольное пение
2.1. Певческая
установка.
Звукообразование.
Певческое дыхание
2.2. Дикция и артикуляция.
1
288
104
1
15
10
273
94
45
1
44
2.3. Вокальные упражнения и
музыкально - речевые
игры.
2.4. Работа над репертуаром.
3. Работа с ансамблем
3.1 Строение голосового
аппарата. Охрана
певческого голоса.
3.2. Двухголосное пение.
30
3.3. Знакомство с народной
песней.
3.4. Знакомство с
произведениями русских
композиторов классиков.
3.5. Знакомство с
произведениями
современных
композиторов.
3.6. Работа над репертуаром.
4. Концертноисполнительская
деятельность.
4.1. Отчётный концерт.
30
Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
беседа
прослушивание
прослушивание,
беседа
прослушивание
109
66
2
4
8
1
105
58
1
беседа
24
2
22
2
1
1
прослушивание,
беседа
беседа
4
1
3
беседа
4
1
3
беседа
30
5
2
28
5
беседа
2
участие
концерте
беседа
2
4.2. Посещение
театров, 3
концертов,
музеев
и
выставочных залов.
Итого
360
3
24
336
беседа
в
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию,
на интересные вокальные занятия. Презентация работы объединения.
Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и
поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. Игры на развитие
слуха, дикции, музыкальные игры на сближение в коллективе, знакомство.
Раздел 2. Сольное пение.
Общее понятие о солистах (соло). Организация занятий с певцамисолистами. Пение «а-capella», пение под аккомпанемент и под
инструментальную фонограмму (-).
2.1. Певческая установка. Звукообразование. Певческое дыхание.
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и
головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении.
Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка
певческой установки и его постоянного контроля.
Звукообразование. Образование голоса в гортани, атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Слуховой контроль звукообразования.
Певческое дыхание. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание
чувства «опоры звука» на дыхании. Работа над певческим дыханием в
специально подобранных упражнениях по методике А. Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы, мышц гортани и носоглотки.
2.2. Дикция и артикуляция.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при
пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков.
2.3. Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Упражнения на укрепление детского голоса; выравнивание звуков в сторону
их «округления». Упражнения на сочетание различных слогов. Унисонные
вокальные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента. Упражнения для свободного
движения артикуляционного аппарата, естественного вдоха и постепенного
удлинения дыхания.
Музыкально-речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма,
дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными
формами. Работа над мимикой и жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.4. Работа над песенным репертуаром.
Выбор репертуара и его соответствие возрастным и голосовым
особенностям школьников. Работа над мелодическими и ритмическими
трудностями в произведении. Строение и куплетная форма песни (запев,
припев, вступление, заключение). Применение разных певческих методик и
современных технологий для более глубокого проникновения в музыкальный
образ или содержание песни. Работа над выразительным эмоциональным
исполнением песенного репертуара.
Раздел 3. Работа с ансамблем.
Общее понятие о вокальных ансамблях (дуэте, трио), хоровом пении.
Понятие об ансамблевом (слаженном) пении. Организация занятий с
вокальным ансамблем. Виды коллективного исполнительства: пение хором в
унисон, двухголосие, включение солистов в хор, ансамбль, пение «а-capella»,
пение под аккомпанемент и под инструментальную фонограмму (-).
3.1. Строение голосового аппарата. Охрана певческого голоса.
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Основные
компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и
голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и
пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа
диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние
резонаторы. Регистровое строение голоса.
Певческий голос и его охрана. Нарушения правил охраны детского
голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и
завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения. Техника
безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.
3.2. Двухголосное пение.
Воспитание активности слуха: работа с канонами, умение
самостоятельно интонировать свою партию, слышать и контролировать
музыкальное окружение, ансамбль.
3.3. Знакомство с народной песней.
Знакомство с жанром народной песни, её особенностей: слоговой
распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского
стиля в зависимости от жанра песни. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений под фонограмму (минус). Пение в сочетании с пластическими
движениями и элементами актерской игры.
3.4. Знакомство с произведениями русских композиторов классиков.
Знакомство
с
произведениями
русских
композиторов,
их
особенностями. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью
поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений под
фонограмму (минус). Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры.
3.5. Знакомство с произведениями современных отечественных
композиторов.
Прослушивание
произведений
современных
отечественных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью
поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений под
фонограмму (минус). Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры.
3.6. Работа над репертуаром.
Выбор репертуара и его соответствие возрастным и голосовым
особенностям школьников. Работа над мелодическими и ритмическими
трудностями в произведении. Строение и куплетная форма песни (запев,
припев, вступление, заключение). Применение разных певческих методик и
современных технологий для более глубокого проникновения в музыкальный
образ или содержание песни. Работа над выразительным эмоциональным
исполнением песенного репертуара.
Раздел 4. Концертно-исполнительская деятельность.
4.1. Отчётный концерт.
Выступление солистов, дуэтов, ансамбля на отчётных концертах
объединения и школы.
4.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов
Поездки с целью расширения музыкального кругозора, посещение
театров, концертов, музеев и выставочных залов.
Планируемые результаты и формы аттестации.
В результате обучающийся будет:
Знать:
– о вокальном творчестве как о виде искусства, его особенностях;
– некоторых авторов классических и современных музыкальных
произведений, названия народных песен;
– о правилах поведения на сцене и в общественных местах.
Уметь:
– разбираться в музыкальных терминах;
– ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой
песни;
– управлять интонацией голоса;
– исполнять песню «а-capella», под аккомпанемент и под инструментальную
фонограмму (-);
– правильно дышать во время исполнения песни;
– исполнять песню сольно, в унисон, держать свою партию при
двухголосном исполнении вокального произведения.
4. Формы аттестации обучающихся:
Текущая диагностика проводится в течение всего курса по мере
изучения тем программы.
Формы проверки:
– устный опрос и выполнение практических вокальных заданий;
– итоговая диагностика проводится в форме практических мероприятий:
отчетный концерт, участие в певческих конкурсах, показ самостоятельных
работ;
– промежуточный контроль освоения программы заключается в вынесении
творческих работ на суд зрителей в виде открытых занятий для родителей,
вокальных произведений или целого музыкального спектакля, музыкальных
номеров, концертов с обсуждением и тщательным разбором выступлений,
подробным анализом работ.
Критерием освоения программы является уровень развития
вокальных способностей и сценического движения, исполнительских
качеств.
Результативность программы определяется в процессе беседы и
прослушивания учащихся в соответствии с программным содержанием.
Для
определения
уровня
певческого
мастерства,
чистоты
интонирования используются творческие задания, направленные на развитие
памяти: словесной, эмоциональной, пластической, образной, ритмической,
слуховой.
Критерии оценки знаний:
Высокий уровень усвоения знаний, умений, навыков: обучающийся
успешно выполняет общеразвивающую программу;
Базовый уровень усвоения знаний, умений, навыков: обучающийся
стабильно занимается, выполняет общеразвивающую программу;
Средний уровень усвоения знаний, умений, навыков: обучающийся
нестабильно занимается, выполняет общеразвивающую программу;
Низкий уровень усвоения знаний, умений, навыков: обучающийся не
выполняет общеразвивающую программу.
5. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
в здании имеется кабинет, электрическое пианино, компьютер, микрофоны,
костюмы, реквизит.
Информационное обеспечение: имеется доступ к интернету.
Репертуарный план:
– «Крылатые качели», авторы Юрий Энтин, Евгений Крылатов;
– «Раз-два-радуга», В. Семернина, О.Хромушина;
– «Песенка мамонтёнка», Владимир Шаинский, Дина Непомнящая;
– «Колыбельная медведицы», Юрий Яковлев, Евгений Крылатов;
– «Кис-кис-мяу», Ю. Марцинкевич, А. Морозов;
– «Край родной», А. Пришельц, Д. Кабалевский;
– «А снег идёт», Андрей Эшпай, Евгений Евтушенко;
– «Песенка друзей», Ю. Энтин, Г.Гладков;
– «Бьют часы», Юрий Энтин, Евгений Крылатов;
– «Если добрый ты», А. Савельев, М. Пляцковский.
– «Мамина улыбка», студия «Артист»;
– «Я живу в России», Вячеслав Цветков, Наталья Загуменникова;
– «Девочка-Россия», Эльмира Путилова;
– «Начало», Р. Рождественский, Г.Мовсесян;
– «Моя мама», И. Черник;
– «Алёнушки», К.Минин.
Список литературы
– Н. Александрова. «Вокал. Краткий словарь терминов и понятий», 2015 год
– О. Сафронова. «Распевки. Хрестоматия для вокалистов», 2016 год
– В. Экнадиосов. «Постановка голоса», 2011 год
– Э. Чарели. «Как развить дыхание, дикцию, голос», 2000 год
– Н. Федотова. «Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и
подростков», 2011 год
– Т. Кошелева. «Методические принципы народно-певческой школы», 2014
год
– А. Захаров. «Работа над голосом с вокалистами на занятиях по сценической
речи», 2013 год
– С. Громов. «Старые и новые методы постановки голоса. Правильное
дыхание. Речь и пение», 2000 год
– В. Живов. «Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика», 2003
год
– Е. Ружьева, В. Шехов. «Самоучитель по вокалу», 2015 год
– А. Михайлина. «Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом
народного пения», 2012 год
– О. Асташенко, «Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой для
оздоровления организма», 2018 год
– Жислен Боду Клер Франек Кароль Шэ, «Фабрика музыки», 2020 год
– Интернет-источники.
Календарный учебный график
Год обучения
Индивидуальные
занятия
Групповые
занятия
Дата
Дата
Количество Количество Режим
начала
окончания учебных
учебных занятий
занятий
занятий
недель
часов
01.09.2023 20.05.2024
36
288
4 раза в
неделю
по 2
часа
01.09.2023 20.05.2024
36
72
1 раз в
неделю
по 2
часа