ДООП художественной направленности СУВЕНИР

Управление образования
администрации Уинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств»

Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «Уинская ДШИ»
______________В.И. Максимова
«31» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«СУВЕНИР»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Зинатова Голгена Азмугалимовна
педагог дополнительного образования

c.Уинское, 2023 г.

Пояснительная записка
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель
мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках,
ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве,… Через
сказки, фантазии, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к
сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сувенир» имеет художественную
направленность и относится к
образовательной области «декоративно – прикладное искусство».
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов, регулирующих образовательную деятельность:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№
273-ФЗ от 29.12.2012).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. №678-р).
 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (№ 996-р от 29.05.2015).
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Включая разноуровневые программы)»
(№09-3242 от18.11.2015).
 Устав МБУ ДО «Уинская ДШИ».
 Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах
(различной
направленности)
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Уинская детская школа искусств» (Приказ № 1 от 31.08.2023).
2

Программа является
модифицированной, при ее разработке
использовались следующие источники:
-Верижникова М.В. «Авторская дополнительная образовательная программа
«Волшебство фантазии»;
-Евтеева Т.Н. «Авторская дополнительная образовательная программа
«Волшебная глина»;
-Климова Г.Г. «Авторская дополнительная образовательная программа
«Умелые руки».
Декоративно-прикладное творчество наряду с другими видами
искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов,
знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических
знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к
собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению
отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и
любознательность.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у
детей повышается интерес к различным народным промыслам, к различным
видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе
предоставляет возможность обучающимся в условиях детского объединения
дополнительного образования в полной мере реализовать все свои
творческие способности и в дальнейшем использовать полученные умения и
навыки в повседневной жизни.
Новизна программы:
1. В структуру программы включено изучение двух различных видов ДПИ.
2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами
композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор
учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках,
ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
Программа способствует:
- Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;
- Формированию интереса к художественной деятельности;
- Формированию эстетического вкуса;
- Развитию пространственного воображения и мышления;
- Развитию мелкой моторики рук;
- Формированию умения планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его;
- Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты.
3

Отличительная особенность
образовательной программы
«Сувенир» заключается в её расширении за счёт введения блоков: лепка из
глины и пластилина. Также в программу включен региональный компонент
«Уинский край – моя малая Родина».
1 блок «Волшебная глина». Лепка из глины – самый осязаемый вид
художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в
руки и по мере необходимости изменяет. Но самое важное и ценное
заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного
искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать,
оценивать и созидать по законам красоты. Работа с глиной в разных
техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное
воображение, творческие способности. Открытие в себе индивидуальности
поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с
другими.
2 блок «Пластилиновая сказка» основной идей которого является
выполнение объемных изделий из пластилина и рисование картин
пластилином - пластилинография.
- Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с
пластилином. Принцип данной техники заключается в создании лепной
картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных
объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией
знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и
пальцев, а это в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются
более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них
наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает
творческие способности.
- Объемная лепка - делится на три вида (конструктивный,
пластический, комбинированный). Изображение предметов в лепке для
ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с
реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам
изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов
конструктивной формы.
Уровень программы – базовый.
Цель - развитие творческих способностей детей и приобщение их к
традиционным народным культурным ценностям, истокам народного
искусства, через освоение приёмов работы с глиной и пластилином.

4

Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному
творчеству.
2. Обучить технологии изготовления изделий из глины и пластилина.
3. Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
4. Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов
декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно
значимой.
2. Воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
трудолюбие,
дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
3. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на
природу.
Развивающие задачи:
1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение и внимание.
2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь,
логическое мышление, творческие способности.
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Адресат программы: программа «Сувенир» ориентирована на детей
младшего школьного возраста 7-12 лет. Учебная группа состоит из 10-15
человек.
Набор ведется на свободной основе, не зависимо от их способностей и
умений.
Объём и срок освоения программы, режим занятий: программа
«Сувенир» предусматривает 2-годичное обучение.
1-й год обучения:
- 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю) 72 часа в год, 7-8 лет.
2-й год обучения:
- 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю) 144 часов в год, 8-10 лет.

5

Формы и методы работы
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж.
- Наглядный метод: демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов
изделий, работа по раздаточному материалу.
- Практический метод: творческая работа, практическое задание,
наблюдение.
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий.
Организационная форма обучения – групповая. Состав групп постоянный.

6

Учебный план
(1 год обучения)
№ Наименование разделов
п/п
и тем

Количество часов
теория практика всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

Волшебная глина.

1

30

31

3.

Пластилиновая сказка
- пластилинография
- объемная лепка
- мозайка
Подготовка к участию
в конкурсах, выставках,
ярмарках.

1

19

20

4

4

2

4

2

3

5

Выполнение итоговых
работ по выбору.
Итоговое занятие.

2

4

4

2

2

Всего:

8

64

72

4.

5.

6.

7.
8.

Посещение
музеев,
выставок декоративно
–
прикладного
и
изобразительного
искусства.
Уинский край – моя
малая родина

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Творческая
работа,
выставка.
Творческая
работа,
выставка.
Творческая
работа,
выставка,
конкурс,
фестиваль.
Экскурсии.

Творческая
работа,
выставка.
Выставка.

Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. (2 часа)
 Знакомство с лепкой из глины. Правила безопасности при работе с
материалом, колющими и режущими инструментами, личная гигиена при
работе.
 Организационные вопросы.
 Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и
расписанием.
7

2. Волшебная глина. (31 час)
 Лепка простых изделий из валика и шара.
Теория: Повторение знаний, полученных не прошлом занятии.
Целенаправленное обследование круглых и вытянутых форм. Знакомство с
малыми жанрами устного народного творчества.
Практика: Яблоко. Редис. Помидор. Арбуз. Груша с листочком. Слива.
Огурец. Баклажан. Морковь. Кабачок. Ромбики (лепка различных
геометрических форм; нанесение узоров палочкой-стекой). Подарок для
зайчика (тарелка с морковкой) – самостоятельная работа. Роспись изделий.
 В мире животных.
Теория: Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный
способ)
Практика: В мире животных: (малые скульптурные формы) беседа о
повадках, пропорциях. лепка на основе иллюстраций. Скульптура малой
формы, «божья коровка на листике». Оправка изделия, сушка, роспись.
 Декоративные пластины. Изразцы.
Теория: Изучение формообразующего пластового метода. Обучение умению
работать стеками. Развитие целенаправленного восприятия, умения видеть
пропорции. Применение произведений малого жанра устного народного
творчества.
Практика:
Солнышко.
Листочки.
Вишенки.
Совершенствование
использования декорирующего приема лепки – накладных деталей при
создании рельефа. Роспись изделий.
 Декоративная посуда.
Теория: Беседа «Посуда и ее значимость в жизни современного человека».
Обсуждение собственных моделей, пользуясь знакомыми способами лепки.
Д.И. «Сказки» (в каких сказках говорится о посуде).
Практика: Ложка, ложечка. Чашка с блюдцем. Правильно передавать
соотношения между предметами, заглаживать поверхность предмета посуды.
Роспись изделий.
 На лужайке.
Теория: Обсуждение вариантов выполнения образца игрушки по теме.
Рассматривание вариантов на стенде процарапывания. Применение
произведений малого жанра устного народного творчества.
Практика: Весёлые улитки. Гусеница. При помощи стеки украшать
поверхность игрушки, пользуясь умениями полученными ранее. Роспись
изделий.
 На воде и под водой.
8

Теория: Беседа – дискуссия «Море и его обитатели». Применение
произведений малого жанра устного народного творчества.
Практика:
Морские
камушки.
Чудесные
ракушки.
Передавать
выразительные особенности игрушки, самостоятельно пользоваться
знакомыми способами лепки. Роспись изделий.
 Мои украшения.
Теория: Знакомство с новым видом творчества. Беседа – обсуждение
«Миниатюры». Обучение приемам переработки форм предметов
окружающего мира (растения, животные). Применение произведений малого
жанра устного народного творчества.
Практика:Круглыебусины.Сердечки.Вытянутаязвезда.Совершенствование
технических приемов, изученных ранее. Роспись изделий.
 Как у наших у ворот.
Теория: Обсуждение «Характерные черты строения (определенного)
животного». Применение произведений малого жанра устного народного
творчества.
Практика: Цыплёнок. Ужик. Ёжик. Улитка (лепка по памяти). Лепка из
одного или двух шаров. Путем оттягивания глины от общей формы лепить
клюв, хвост, крылья. Роспись изделий.
 Лепка плоскостных фигур.
Теория: Игра «Фрукты, овощи». Беседа – обсуждение «Плоские, объемные
фигуры». Применение произведений малого жанра устного народного
творчества.
Практика: Фрукты и овощи: Яблоки. Сливы. Груши. Бананы. Помидор.
Свекла. Редис. Морковь. При помощи стеки украшать поверхность
вылепленного предмета. Роспись изделий.
Изготовление панно с плоскими фигурами в корзине или вазе: Фрукты в вазе.
Овощи в корзине. Роспись изделий.
 Украшения для моей комнаты.
Теория: Дискуссия на тему «Современный интерьер, декорирование».
Обсуждение особенностей форм и росписи украшений
в интерьере.
Обобщение полученных знаний.
Практика: Кольцо из жгута (украшения – шарики). Косичка (из двух полос).
Панно из колбасок на картоне – цветочек. Закрепление умения пользоваться
методом заглаживания поверхности изделия. Грунтовка, роспись изделий.
3. Пластилиновая сказка. (20 часов)
1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Знакомство обучающихся, с техникой безопасности, с правилами
работы с пластилином, основными техниками работы.
9

Практика: Выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками
работы с пластилином.
- Пластилинография.
Теория: Знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как
выкладывание
пластилиновыми
колбасками,
особенностями
их
изготовления.
Практика:
Работа по формированию навыков работы в технике
выкладывание пластилиновыми колбасками: скатывание длинных колбасок,
деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок
в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
 Изделие «Барашки».
Теория : Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов.
Закрепление изученной техники.
Практика:
Творческое задание: «Барашки». Использование картона,
цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к
творческому заданию.
 Изделие « Лисёнок».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов
Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления
о природе.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Учить
использовать знания и представления об особенностях внешнего вида
животного. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на
вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.
 Изделие «Русская матрешка».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов. Дать
представление детям о происхождении русской матрешки.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Закрепить
умение использовать в работе ранее усвоенные приемы пластилинографии
(скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).
- Объёмная лепка.
 Лепка геометрических форм.
Теория: Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема.
Практика: Упражнение на выполнение шара (глобус), куба (кубик для
настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Робот»,
«Ракета», «Трансформер». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.
 Закрепление навыков работы с объемными формами.
Теория: Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии,
воображения. Практика: Выполнение композиции «Новогодняя елка».
Использование картона, цветного пластилина, бусин, лент, пайеток.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза новогодней Елки.
10

 Лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и юга»,
«Кошки».
Теория: Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и
выразительные движения, позы животных.
Практика: Выполнение пластического решения с учетом кругового объема.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных.
Подбор иллюстративного материала.
- Объёмная лепка.
 «Геометрическая пирамидка».
Теория: Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления,
формирование умения передавать пластику объемных форм средствами
лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб,
шар, пирамида).
Практика: Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение
мастерской скульптуры.
 Творческая работа «Басни», «Птичий двор».
Теория:
Дальнейшее формирование понятия о декоративности,
выразительности образа.
Практика: Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
 Работа с каркасом.
Теория: Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления
объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции – животные:
«Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф».
Практика: Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
 Человек.
Теория: Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой
фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на
катке», «танец» и др.
Практика: Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
 Человек и животное.
 Теория: «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее
формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных,
передачи движения. Поиск выразительного пластического решения.
Практика: Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
-Мозайка.
Знакомство с техникой.
Теория: Знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как
выкладывание пластилиновыми шариками.
11

Практика:
Работа по формированию навыков работы в технике
выкладывание пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа
посредством цвета и объема.
 «Животный мир».
Теория: Рассматривание образца. Формирование композиционных навыков.
Подбор цветового решения.
Практика: Работа по образцу над композицией. Закрепление изученной
техники. Творческое задание: «Животный мир»». Использование картона,
цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к
творческому заданию.
 «Растительный мир».
Теория: Рассматривание образца. Формирование композиционных навыков.
Подбор цветового решения.
Практика: Освоение приемов: скатывание, сплющивание, раскатывание.
Формировать умение создавать красивую композицию. Воспитывать любовь
к природе.
4.Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастерклассах, благотворительных акциях. (4 часа)
 Подготовка работ к мероприятиям различного уровня. Работа в
соответствии с положениями и мероприятиями учреждения.
1. Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и
изобразительного искусства. (4 часа)
 Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного
искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные
залы, встреча с мастерами Уинского района.
6. Уинский край - моя малая родина. (5 часов)
 Понятия «край», «малая родина». Местоположение села Уинское.
Происхождение названия. Страницы истории. Достопримечательности села.
Памятники природы. Наши земляки – знаменитые люди.
Просмотр
видеофильма. Практика. Экскурсии по населённому пункту.
Наши традиции.
 Традиционные праздники Уинского района - «Сабан туй», «Медовый
спас». Беседа о народных мастерах нашего района. Знакомство с их
работами. Просмотр видеофильма. Практика. Встреча с мастерами народного
творчества. Мастер классы.
Мы помним твой подвиг солдат.
 Наше село в годы Великой отечественной войны. Участники ВОВ, их
подвиги. Беседа, просмотр альбомов, видеофильма. Посещение зала боевой
славы в краеведческом музее.
 Изготовление сувениров к традиционным мероприятиям села.
7.Выполнение итоговых работ по выбору. (4 часа)
8. Итоговое занятие. (2 часа)
 Подведение итогов работы за учебный год. Участие в творческом
отчёте «Наша дружная семья».
12

Учебный план
(2 год обучения)
№
п.п

Наименование разделов и
Количество часов
тем
теория практика всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Волшебная глина

1

34

35

3.

Пластилиновая сказка
- пластилинография
- объемная лепка
- мозайка

1

24

25

5.

Подготовка и участие в
конкурсах, выставках,
ярмарках, мастер-классах,
благотворительных
акциях.

-

10

10

6.

Посещение
музеев,
выставок декоративно –
прикладного
и
изобразительного
искусства.

-

6

6

Экскурсии.

7.

Выполнение
итоговых
работ по выбору.

-

12

12

Творческая
работа,
выставка,
конкурс,
фестиваль.

8.

Итоговое занятие.

-

2

2

4

140

144

Всего:

Содержание программы
1. Вводное занятие. (2 часа)
 Учебная программа и режим работы.
13

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля

2
Творческая
работа,
выставка,
конкурс,
фестиваль.
Творческая
работа,
выставка,
конкурс,
фестиваль.
Творческая
работа,
выставка,
конкурс,
фестиваль.

 Обзор итогов 1-го года обучения.
 Задачи на новый учебный год.
 Организационные вопросы.
 Правила безопасности.
2 . Волшебная глина. (35 часов)
Теория: Повторение пройденного. Т..Б. на занятии. Обсуждение
«Самостоятельное распределение рабочего времени».
Практика: Медальоны. На данном занятии, обучающиеся работают
самостоятельно. Изготовление поделок из пройденного материала по личным
предпочтениям.
 Простые игрушки.
Теория: Обсуждение «Применение готового изделия для игры в группе,
дома».
Практика: Пряник для Мишки (нанесение узоров в виде полос). Наносить
стекой украшения. Пица. Грунтовка, роспись изделий.
 Декоративные пластины. Изразцы.
Теория: Беседа «Создание в уме оригинального образа, который
впоследствии воплотится в материал». Применение произведений малого
жанра устного народного творчества. Чтение сказки В. Катаева «Цветик –
семицветик».
Практика: Фрукты на пласте (тарелка, блюдо). Цветик – семицветик.
Барашек. Грунтовка, роспись изделий.
 Маски – изразцы.
Теория: Повторение и закрепление пройденного материала. Применение
произведений малого жанра устного народного творчества.
Практика: Весёлая семейка. Маски животных. Визитка. Грунтовка, роспись
изделий.
 В гостях у сказки.
Теория: Чтение отрывков из сказок (главный герой – из изучаемой темы).
Обсуждение «Характерные черты строения (определенного) персонажа».
Применение произведений малого жанра устного народного творчества.
Практика: Рыбка. Гриб Боровик. Колобок. Герои сказки (самостоятельная
работа – лепка сказочного образа, используя свои знания и умения).
Декорирование. Грунтовка, роспись изделий.
 Декоративная посуда.
Теория: Рассказ «Виды декоративной посуды» - зрительное сопоставление
разных сосудов. Обсуждение «Различия посуды по характеру, форме
исполнения». Рассматривание фото.
14

Практика: Ваза. Чайник. Салфетница. Конфетница. Кувшинчик, сливочник
(по выбору). Основной метод – вытягивание глины из общего куска.
Грунтовка, роспись изделий.
 Фантазийная лепка.
Теория: Рассматривание различных предметов для хранения канцелярских
принадлежностей. Обсуждение формы и метода изготовления. Применение
произведений малого жанра устного народного творчества. Беседа «Планеты
вселенной». Дискуссия «Существование инопланетных цивилизаций».
Практика: Подставка для ручек, кисточек (произвольной формы). Мышка –
норушка. Хрюшка в корыте. Блюдо с выпечкой. Летающая тарелка,
инопланетяне. Выражение эмоционально – эстетического отношения через
пластическое решение. Грунтовка, роспись изделий.
 Мои любимые игрушки.
Теория: Беседа – обсуждение «Мои любимые игрушки». Чтение сказок.
Обсуждение – «Положительные, отрицательные герои». Применение
произведений малого жанра устного народного творчества. Беседа –
обсуждение «Характерные черты строения, выразительны особенности.
Особенности изготовления».
Практика: Кубики. Удав в ромашках. Колобок на пеньке. Василиса
Прекрасная. Мой друг Палкан. Декоративные птицы. Мишутка. Кошка из
морковки. Грунтовка, роспись изделий.
 Кто в тереме живёт?
Теория: Чтение рассказов из серии «Какой домишко у маленького мишки».
Рассматривание фото с различными строениями. Обсуждения «Материал для
строения различных зданий, особенности форм строений, значения дома в
жизни людей, животных, птиц». Д. И. «Персонаж сказки и его жилище».
Практика: Тыквенный домик. Домик гномика. Избушка. Башня. Обобщение
изученного. Лепка домиков различной формы и разными способами.
Грунтовка, роспись изделий.
3. Пластилиновая сказка. (25 часов)
1. Вводное занятие. (2 часа)
 Инструменты и материалы.
 Учебная программа и режим работы.
 Задачи на новый учебный год.
 Организационные вопросы.
 Знакомство с основными фигурами.
- Пластилинография.
15

Теория: Закрепить знания детей о технике пластилинографии, приемами
выполнения декоративных налепов разной формы. Закрепить приемы
использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей
формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части
изделия к другой.
 Изделие «За окошком снегири».
Теория: Просмотр презентации по теме. Обобщить представления детей о
зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря.
Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и
сопоставлять размер.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Создание
эскиза картинки. Заполнение пластилином эскиза «За окошком снегири».
Декорирование рисунка более мелкими деталями.
 Изделие "Зимняя картина".
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов.
Продолжать знакомить детей с понятием "пейзаж", учить наносить
рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности
изображаемым объектам
Практика : Изготовление творческой работы по заданной теме.
 Изделие «Совушка сова».
Теория: Рассматривание образцов, формирование композиционных навыков.
Подбор цветового решения. Освоение приемов: скатывание, раскатывание,
оттягивание, скручивание. Формировать умение составлять поделку из
нескольких частей. Воспитывать интерес к познанию природы.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме.
 Изделие «Кактус в горшке».
Теория: Рассматривание образцов, формирование композиционных навыков.
Подбор цветового решения. Расширять представления детей о комнатных
растениях.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Развивать
практические умения и навыки при создании заданного образа посредством
пластилинографии.
- Мозайка.
 Изделие «Волшебные цветы».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов,
формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения.
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего

16

мира, научить замечать и любоваться природными формами растений.
Представить летние цветы: ромашки, розы, васильки.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Продолжать
осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и
делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в
жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.
 Изделие «Пшеничный букет».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов,
формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения.
Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественнотворческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Побуждать
их передавать разнообразие форм. Развивать мелкую моторику, координацию
движения рук, глазомер.
 Коллективная работа «Золотая осень».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов,
формирование композиционных навыков. Создать эмоциональное, радостное
отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова,
музыки, произведений живописи. Учить детей работать вместе, создавая
коллективную работу и находить место своей работе на общем
фоне.Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира,
реалистическое представление о природе. Используя пластилинографию,
учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои
впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме.
 Изделие «Ветка рябины».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов,
формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения.
Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Изготовление
изделия, работа над композицией. Совершенствовать технические навыки
работы с пластилином .Подбор цветового решения. Учить передавать в
работе характерные особенности внешнего вида различных ягод посредством
пластилинографии.
 Изделие «Весёлые картинки».
Теория: Просмотр презентации по теме. Рассматривание образцов,
формирование композиционных навыков. Развивать умение передавать в
работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
17

Практика: Изготовление творческой работы по заданной теме. Выполнение
работы метод разнообразия художественной практики.
4. Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастерклассах, благотворительных акциях. (10 часов)
 Подготовка работ к выставкам, конкурсам различного уровня.
Подготовка работ к внеплановым выставкам и конкурсам.
5. Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и
изобразительного искусства. (6 часов)
 Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного
искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные
залы, встреча с мастерами Уинского района. Участие в районных мастерклассах.
6. Выполнение итоговых работ по выбору. (12 часов)
 Изготовление и защита итоговой работы по выбору.
7. Итоговое занятие. (2 часа)
 Подведение итогов работы за учебный год. Участие в творческом
отчёте «Наша дружная семья»

18

Планируемый результат и формы аттестации
Прохождение программы предполагает овладение учащимися
комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее
практическую реализацию.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по
программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
- правила и приемы работы с пластилином и глиной (размазывание,
сплющивание, раскатывание, надавливание);
- размазывать пластилин от центра в разных направлениях;
- скатывать пластилин и глину, между двумя ладонями и между пальцами в
круглую форму (горошины), палочки и самостоятельно наносить на готовый
шаблон;
- дополнять композицию различными образами и изображениями (солнце,
облака и др.)
- инкрустировать работу дополнительными материалами;
-смешивать два цвета пластилина приемом смешивания и вливания;
- проявлять активность в выборе цветовой гаммы, создавая яркий,
выразительный образ;
- проявлять самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по
программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
 расширят знания в области композиции, формообразования,
цветоведения;
 научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и
изготовления работ из глины и пластилина;
 научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм,
конструкций при создании авторских проектов;
 научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций,
рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по
программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
 расширят свои знания в области композиции, цветоведения,
формообразования;
 овладеют приемами работы с глиной и пластилином;
19

 научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор
материала и способов изготовления, готовое изделие);
 овладеют техникой изготовления изделий в двух видах декоративно –
прикладного искусства: волшебная глина, пластинография.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы есть необходимые
Материально-технические условия:
2. Кабинет:
соответствующий
санитарно-гигиеническим
нормам
освещения и температурного режима, в котором имеется раковина,
окно с открывающейся форточкой для проветривания.
3. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий,
шкафы и стеллажи для сушки изделий из глины, для хранения
материалов, оборудования, литературы.
4. ТСО: компьютер, экран, проектор.
5. Инструменты и материалы: глина, пластилин, ножницы, кисти, стеки.
Диагностика результативности образовательной программы
Во время реализации образовательной программы большое внимание
уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на
вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с
целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном
объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
 устный опрос;
 контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);
 тестирование;
 выставки:
 однодневные – которые проводятся после каждого занятия с
целью обсуждения.
 постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
 по итогам года – на которой определяется полнота реализации
образовательной программы по данному направлению.

20

Список литературы
Литература для педагогов:
1. Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва
1982.
2. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “handmade”. - Ростов н/Д:
“Феникс”,
3. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005.
(Мир вашего ребенка)
4. Чиотти. Д “Оригинальные поделки из бумаги”.
5. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
6. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения.
«Астрель»,
2008.
7. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное
рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.
10. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера,
2005.
11. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
12. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Литература для детей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф
Аким, 1999.
2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика,
1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития,
2002.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН —
Лига Пресс», 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипрессконлига», 2004.
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
7. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
8. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения.
«Астрель», 2008.
9. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное
рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
10. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
21

11.Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
12.Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.
Интернет сайты:
1. http://masterica.maxiwebsite.ru/
2. http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
3. http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanijapo-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoeorigami.html
4. http://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/ProgrammaKogda-tvorim-myi-chudesa.doc

22

Календарный учебный график
Год
обучения
1-й год
обучения
2-й год
обучения

Дата
начала
занятий
01.09.2023

Дата
Количество Количество
Режим
окончания
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
часов
20.05.2024
36
72 часа
1 раз в
неделю по
2 часа

02.09.2023

20.05.2024

36

23

144 часов

2 раза в
неделю по
2 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».